Аргументы Недели → Экономика № 25(163) от 25.06.2009

Сладкие войны

, 18:08

Если судить по магазинным полкам, импортных сладостей в стране почти нет. Только батончики «Марс» и «Сникерс», да еще самые дорогие конфеты напоминают об иностранном шоколаде. Остальная продукция называется ласково, по-российски, - «Аленка», «Вдохновение».

Заграничного шоколада действительно везут мало. Его доля и до кризиса не превышала 10%, а сейчас упала до 3-5%. Но не стоит обманываться: на самом деле половину российских конфет и шоколада производят иностранные компании. Это «Нестле», «Крафт фудс» и «Марс».

Просто иностранцы ловко подстраиваются под отечественного потребителя, который уверен, что качественные сладости могут быть только отечественными. К примеру, «Нестле» делает конфеты под маркой «Россия - щедрая душа», а «Крафт» выпускает шоколад под названием «Воздушный» и «Свежий вечер». Даже Одинцовская кондитерская фабрика, где делают шоколад «Коркунов», давно принадлежит американской компании «Ригли».

Российские кондитеры все больше уступают рынок варягам. Еще бы: в нашей стране им предоставили такие комфортные условия, которых больше нет нигде в мире. Чего стоит такой пример: ни один российский кондитер не имеет права производить круглые конфеты c орехом, обсыпанные кокосовой стружкой. В России права на них закреплены за французской компанией «Ферреро Роше».

Такие конфеты попробовала было изготавливать петербургская компания «Ландрин», но не вышло. В 2007 г. французы подали в суд. Тяжба длилась два года, и в апреле суд подтвердил, что производить круглые белые конфеты в нашей стране может только «Ферреро».

Половину российских конфет и шоколада производят иностранные компании.

Казалось бы, отечественным кондитерам стоило бы объединиться против иностранцев. Но нет - они дерутся между собой. Первые скандалы начались из-за того, что фабрики не поделили советское наследство - право производить шоколад «Аленка» и конфеты «Мишка на севере».

После долгих тяжб права на эти марки получила группа «Объединенные кондитеры». Но другие фабрики не успокоились. Шоколад «Аленка» до сих пор нелегально производят в регионах. По данным исследовательской компании «Ромир», доля таких подделок достигает 10-15%.

К тому же не успели отгреметь баталии за советские сладости, как нашлись новые поводы для судов. К примеру, российская компания «Конфаэль» два года ведет тяжбу с «Объединенными кондитерами» за право... производить шоколадные скульптуры. Оказывается, она запатентовала абсолютно все изваяния из какао-бобов - от Дедов Морозов до зайцев. И никто другой в стране делать их не имеет права.

Надо сказать, что кондитеры так увлеклись спорами, что напрочь забыли о населении. А оно тем временем вовсе не спешит набивать рот сладостями: уже три года, как продажи шоколада и конфет в России не растут.

Поэтому чтобы увеличить прибыль, производители прибегли к испытанному средству - начали повышать цены. В среднем на 10-15% в год. Каждый год для подорожания придумывают массу оправданий: то, мол, в мире дефицит сахара, то в Латинской Америке неурожай какао-бобов. Хотя на самом деле это не главная причина: по подсчетам аналитиков «Маркет Эдвайс», примерно половину цены покупатель шоколада и конфет переплачивает за известность марки.

Впрочем, международные концерны уже почуяли, что недорогие кондитерские изделия в России сейчас - золотое дно. В апреле этого года россияне потратили на дешевую шоколадную плитку на 40% больше, чем в апреле 2008 года.

Поэтому с начала весны фабрики резко наращивают мощности. К примеру, норвежская «Оркла Фудс» строит в Санкт-Петербурге второй цех по производству недорогих шоколадок. А украинская компания «Рошен» вводит очередной конвейер по выпуску карамели и помадок в Липецке. Если так пойдет дальше, российские фабрики потеряют последнюю опору - дешевые конфеты в стране тоже будут выпускать иностранцы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram