Представители нашего Центробанка сначала предположили, что неплохо было бы начать процесс сокращения доли активов, номинированных в долларах. Этим они спровоцировали падение цен на долги США и пошатнули позиции американской валюты.
Однако спустя несколько дней глава российского Минфина выразил уверенность в надежности доллара. Он сказал, что Россия не намерена отказываться от приобретения американских ценных бумаг. Естественно, что реакцией рынка стали укрепление доллара и рост цен на облигации США.
Разноголосица мнений со стороны российских финансовых руководителей поставила многих инвесторов в тупик. Валютные дилеры то ли в шутку, то ли всерьез заподозрили наших чиновников в некой спекулятивной игре на бирже. Хотя, если рассуждать откровенно, разногласия между ЦБ и Минфином по поводу доллара действительно существуют.
В первую очередь это связано с теми задачами, которые решают эти два ведомства. Центробанк отвечает за стабильность на валютном и денежном рынке, а Минфин отвечает за бюджет. С точки зрения господина Кудрина, слабый доллар не в интересах его ведомства, так как затрудняет финансирование бюджетного дефицита. Не секрет, что дыру в российском бюджете приходится финансировать за счет Стабилизационного фонда, в котором находится 100 млрд. долларов.
Если доллар падает, то активы фонда в рублевом эквиваленте снижаются, а значит, надо искать дополнительные источники финансирования. Вот только где их взять? Поэтому наш министр финансов заинтересован в том, чтобы рубль был слабее, помимо прочего аргументируя свою позицию выгодой для экономики. Дескать, для нашей промышленности падение рубля только на пользу (повышает конкурентоспособность).
Возможно, так оно и есть. Однако подобная политика весьма опасна, так как рост девальвационных настроений может похоронить наметившуюся стабилизацию экономики, а население опять пойдет покупать валюту. Впрочем, есть и иная причина, из-за которой Минфин России так защищает доллар. Это резкое падение налоговых поступлений в казну. Один только «Газпром» несет существенные убытки, так как спрос на газ в Европе падает. А ведь наш газовый монополист приносил до 70% всех налогов в бюджет. Чтобы компенсировать эти потери, надо девальвировать рубль еще процентов на 30. И будьте уверены - как только появится повод, наши финансовые руководители этим воспользуются. Будет ли от этого польза и кому - это другой вопрос.