-На ваш взгляд, каково реальное состояние наших дорог?
- В 2008 году министр транспорта назвал состояние транспортной сети «критическим» - по его данным, в ремонте к тому моменту нуждалось уже 80% автодорог.
Относительно благополучно дела обстоят только в Москве и Тюменской области. Поэтому улучшать инфраструктуру нужно везде. Вот только строить дороги везде до последнего времени не получалось. Хотя бы потому, что на это нужны огромные суммы - не миллиарды и даже не десятки миллиардов рублей. Изза плачевного состояния дорог в Россию не идет инвестор, изза чего страна теряет 6% ВВП ежегодно. Но только пару лет назад появились исторические документы - «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года» и «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года».
- Сократятся ли расходы на строительство дорог из-за кризиса?
- Затраты на дорожное строительство в кризисное время сокращаться не будут. Недавно на расширенной коллегии Минтранса вицепремьер С. Иванов заявил, что в 2009 году бюджетные ассигнования на транспортный комплекс и развитие транспортной инфраструктуры составят более 586,6 миллиарда рублей. А объем финансирования федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» увеличится по сравнению с прошлым годом на 11%. Так что инфраструктурные проекты никто сворачивать не собирается, этого ни в коем случае нельзя допустить.
- В северных регионах не хватает не только автодорог, но и железнодорожного полотна. Строится ли оно?
- Строится. Стратегия развития железнодорожного транспорта подписана премьерминистром и одобрена президентом. масштабные северные проекты там прописаны отдельно. Кстати, железнодорожные линии, составившие основу «Урала Промышленного - Урала Полярного», включены в ФЦП «Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 гг.».
- Эти проекты финансируются за госсчет или бизнес тоже участвует?
- Надо понимать, что реализация таких проектов жизненно необходима и государству, и бизнесу. Перспективная форма сотрудничества - государственночастное партнерство - очень востребована сегодня. В сфере строительства железных дорог ее можно и нужно использовать. В прошлом году 5 проектов в этой сфере получили поддержку из Инвестфонда. Сейчас на рассмотрении инвестиционной комиссии находится проект «Белкомур» - магистраль, которая имеет к освоению уральских богатств самое непосредственное отношение.
На мой взгляд, кризисное время - это время нестандартных решений. Это срок, который дан на подготовку будущих свершений. Наше будущее - инновационная экономика. Ровной дороги к ней мы пока не построили. Но мы можем и должны это сделать именно сейчас. Взять все тот же «Белкомур». Проект межрегиональный. В каждом регионе есть средства, выделенные на организацию временных работ. Отдайте эти деньги Якунину (Владимир Якунин - президент ОАО «РЖД». - прим. «АН»). И пусть он использует их на строительство. Вот вам и решение проблемы занятости и завершение одной из перспективнейших магистралей.