Казалось бы, хозяину «Базела» сейчас не до покупок - общий долг его компаний превышает 20 млрд. долларов. На днях г-н Дерипаска вынужден был выставить на продажу свой строительный бизнес - корпорацию «Главстрой». В прошлом году ее выручка составила 77 млрд. руб., а долг достиг 47 млрд. руб. - компании стало нечем расплачиваться с кредиторами. Поэтому гендиректор «Базела» Олег Дерипаска привлек известного финансиста Бориса Йордана для поиска покупателей на свои строительные активы.
Вдобавок правительство Черногории хочет отобрать у «Базового элемента» алюминиевый завод KAP в городе Подгорице. Рабочие этого предприятия бастуют, потому что давно не получали зарплату. А жемчужина империи г-на Дерипаски - алюминиевая компания «Русал», уже полгода ведет переговоры с иностранными банками об отсрочке выплаты долга в 7,4 млрд. долларов.
На фоне этих нешуточных проблем сообщения о том, что г‑н Дерипаска интересуется «Опелем», кажутся нелепыми. Мало того, что олигарх - по уши в долгах, так вдобавок его собственный автомобильный бизнес - Горьковский автомобильный завод - демонстрирует далеко не блестящие показатели. С начала года продажи машин упали на 75%, а долг группы ГАЗ достиг 44,8 млрд. рублей. Для сравнения: сейчас ГАЗ собирает менее 150 тыс. машин в год, включая грузовики, тогда как германский автогигант выпускает 1,5 млн. автомобилей.
Тем не менее владелец «Базового элемента» все-таки может войти в число крупнейших автомагнатов Европы. Дело в том, что при удачном стечении обстоятельств «Опель» достанется ему... бесплатно. Ситуация такова: на самом деле еще с 1929 г. эта компания принадлежит не немцам, а американцам - ею владеет концерн «Дженерал Моторс». Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что в ближайшее время американский автогигант объявит о банкротстве - он уже выставил на продажу все свои зарубежные предприятия.
Однако именно на «Опель» претендентов нашлось немного. Им заинтересовались только итальянский концерн «Фиат» и крупнейший в мире производитель автокомплектующих - канадская «Магна». При этом «Фиат» и сам находится далеко не в лучшем финансовом положении, поэтому, скорее всего, «Опель» достанется канадцам.
По прогнозам аналитиков, дальнейшая судьба «Опеля» сложится следующим образом. «Магна» никогда не занималась собственным производством автомобилей. Ей это невыгодно, поскольку в этом случае она начнет конкурировать с собственными клиентами и может лишиться заказов. Значит, для управления германскими предприятиями канадцам понадобится партнер. Им-то и станет владелец «Базела». Группа ГАЗ давно сотрудничает с «Магной», вдобавок, у структур Олега Дерипаски было 25% акций канадской компании, хотя из-за кризиса их пришлось отдать банкам-кредиторам.
Так что для г-на Дерипаски открываются блестящие перспективы. Если сделка с «Опелем» состоится, олигарх не должен будет ничего платить. В качестве вклада в альянс с «Магной» ГАЗ предоставит свои мощности, а взамен получит до трети акций «Опеля». Таким образом, Горьковский автозавод и легендарный германский производитель автомобилей станут единой компанией. А в Нижнем Новгороде вместе с канадцами будут собирать «Опели» для российского, украинского и казахского рынков.