Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 20(157) от 21.05.2009

Самая теплая компания

, 16:09

На днях ОАО «МОЭК» объявило об итогах года. Какое достижение вы считаете главным?

- К сожалению, в середине прошлого года начался кризис, и год оказался во всех отношениях непростым. Тем не менее его мы прожили без аварий - были аварийные отключения, но по классификации МЧС они относятся к повреждениям, а не к авариям. Их количество на тепловых сетях уменьшилось на 15,5%. Это говорит о том, что наши действия, направленные на модернизацию тепловых сетей, внедрение современных технологий  были правильны.

Цифры таковы: общее количество отключений тепла уменьшилось примерно на 3,5%. За год было 942 повреждения, за период существования компании - с момента ее регистрации в 2004 году - это количество уменьшилось ровно вдвое. Нет сомнений, что это следствие управленческих решений и внимательного отношения к профилактике. Хотя, безусловно, некоторая часть аварий была предотвращена правильными действиями персонала.

Кроме того, на современных трубах аварий практически не происходит. Модернизация выгодна и нам, и потребителям. Новые трубы гораздо проще в эксплуатации, не требуют сложных конструкций при укладке и служат более 30 лет. Мы надеемся, что через 5-6 лет этот задел кардинально изменит качество теплоснабжения.

В прошлом году мы переложили 644 киллометров труб, осталось около 4 тысяч километров. В 2009 году мы планируем переложить 260 киллометров труб. При этом мы отказались от масштабной программы перекладки за счет заемных средств и ограничились исключительно внутренними источниками финансирования.

- Сейчас потребители ужимаются, поэтому многие энергокомпании объявляют о резком падении доходов изза кризиса. Как обстоят дела у ОАО «МОЭК»?

- Несмотря на прогнозы о существенном снижении платежеспособности населения, ситуация остается под контролем. Наши финансы, как ни парадоксально это звучит, целиком зависят от погоды. Поскольку третий сезон подряд происходит существенное среднегодовое увеличение температуры. Вместо запланированных 69,5 млн. калорий мы поставили потребителям 60 миллионов. Таким образом, мы не добрали около 8,5 млрд. рублей выручки.

Конечно, при этом мы уменьшили затраты на покупку теплоэнергии, однако постоянные затраты остались. Так что это первый год, который компания закончила с убытками. Сейчас стоит вопрос о том, когда приступать к изменениям системы тарификации - введение двухставочного тарифа во многом может сгладить влияние температурных явлений и на потребителя - с точки зрения адекватности платежей за потребляемое тепло, и на нас, потому что это позволит более корректно планировать финансовую деятельность.

Так что нынешний год мы планируем закончить прибылью по итогам двух лет. Мы применили достаточное количество решений, связанных с уменьшением издержек, и очень тщательно следим за выполнением бюджета.

- Значит, компания продолжает масштабную программу модернизации оборудования, несмотря на то, что выручка снижается?

- Смотрите сами: в нынешнем году мы планируем потратить около 3,4 млрд. рублей на ремонт и около 5 млрд. рублей - на модернизацию. Важный показатель качественного улучшения деятельности компании - соотношение затрат на ремонт и модернизацию. На Западе это соотношение - примерно 15% к 75%, у нас же всегда было наоборот. В качестве аналогии деятельности компании можно привести знакомый всем «ямочный ремонт», то есть латание дыр.

Мы постоянно стремимся к увеличению этого разрыва в положительную сторону, чтобы объем затрат на модернизацию превышал объемы затрат на ремонт. В 2008 году мы перевалили через существенный рубеж - 50%.

- Животрепещущий вопрос: удастся ли когданибудь отказаться от летних отключений горячей воды?

- Именно изменение соотношения затрат на ремонт и модернизацию, возможно, позволит когданибудь снять вопрос об отключении горячей воды летом. Кстати, с нынешнего года профилактический ремонт труб сокращен на неделю. Надеемся, что время профилактики будет сокращаться и дальше.

Но, к сожалению, система состоит не только из труб, но также из задвижек, теплообменников и так далее. Разумеется, все они требуют профилактических работ. Мы должны для себя решить, что страшнее - столкнуться с серьезной аварией зимой или пережить две недели без горячей воды. Необходимо помнить, что отключение горячей воды - необходимая мера для обеспечения надежного теплоснабжения в холодные месяцы.

Вообще у нас в прессе часто выходят статьи о том, что «а вот в Европе воду не отключают». Но важно понимать, что системы центрального водоснабжения у нас и в ЕС кардинально отличаются. Там, где не отключают воду, наверняка нет общего водоснабжения - только индивидуальное. Не отключать воду совсем практически невозможно. Но можно постепенно двигаться к существенному сокращению сроков.

- Что еще было и будет сделано?

- Например, мы провели инфракрасную аэрофотосъемку всех наших объектов за пределами Москвы, а в октябре такая же работа будет закончена в городе. Это позволит более точно определять состояние сетей. Это качественное изменение, которое, возможно, позволит предотвращать аварии, подобные той, которая произошла недавно на газопроводе.

Один из важных аспектов нашей работы - создание единой системы коммерческого учета тепла. Хотя обычно продавцы энергии в этом как раз не сильно заинтересованы. Но мы здесь работаем на перспективу, предпочитая совершенно точно знать о своих расходах и потерях, чтобы с «цифрами в руках» целенаправленно работать над снижением издержек компании.

Мы получили от города порядка 32 тысяч приборов учета - это около 70 различных систем съема и анализа информации. За этот год проведена серьезная работа по оптимизации этой системы. Мы планируем потратить свыше 800 млн. рублей на проведение ремонта. Тогда в 2010 году завершится создание единой коммерческой системы снятия и обработки информации и донесения ее до заинтересованных компаний и потребителей.

Кроме того, в прошлом году мы вышли на публичный финансовый рынок. Мы считаем, что инструмент облигаций для финансирования инвестиционных программ, а именно перекладки труб, не очень удобен. Но мы были вынуждены на это пойти, попав, по сути, в последний вагон уходящего поезда финансового рынка с нормальными ценами. 18 мая в рамках оферты по облигационному займу
МОЭК выкупила облигаций на сумму 972 114 тыс. рублей.

Таким образом, никаких катаклизмов в связи с неплатежами нет. Мы надеемся, что со следующего года, когда кризис придет в более прогнозируемое состояние, мы планово вернемся к модернизации и реконструкции тепловых сетей города.

Энергия мечты

ОАО «МОЭК» дарит людям тепло не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, поддерживает команду сборной Москвы по настольному теннису - секции созданы в десятках столичных школ. Кроме того, компания проводит очень необычное мероприятие - ежегодный граффитифестиваль «Энергия мечты».

Нынешний фестиваль пройдет с 4 мая по 20 июня во всех районах Москвы. Художникиграффитисты получат возможность украсить своими работами фасады нескольких сотен зданий центральных тепловых пунктов, трансформаторных подстанций и павильонов тепловых сетей по всей Москве.

Как родилась эта идея? «Благодаря творчеству художниковграффитистов на наших объектах появилось несколько очень интересных картин. Они попали в поле зрения руководства города, и появилась идея, что разумно дать зеленый свет этой творческой инициативе. Тем самым мы, возможно, избежим хаотичного замазывания наших объектов и сделаем город более веселым. Очень важно, что, несмотря на сложную сегодняшнюю жизнь, городом принимаются такие смелые и веселые решения», - рассказывает заместитель генерального директора ОАО «МОЭК» Олег Горелов.

В ходе первого этапа организаторы отберут эскизы работ, предназначенных для нанесения на фасады тепловых пунктов и трансформаторных подстанций. Нанесением рисунков на энергообъекты граффитисты займутся 30 и 31 мая.

Во втором этапе фестиваля примут участие авторы 10 лучших работ - по одному художнику или коллективу от каждого административного округа Москвы. 20 июня 10 финалистов будут бороться за звание лауреатов фестиваля. В адрес организаторов уже поступило несколько десятков заявок от желающих принять участие в фестивале.

МОЭК в цифрах

ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» - крупнейшая теплоэнергетическая компания России, ее основная задача - обеспечение города Москвы отоплением и горячей водой.
Услугами ОАО «МОЭК» ежедневно пользуются более 70% населения столицы, а также сотни предприятий и организаций. В общей сложности компания обслуживает около 45 тыс. зданий. В ОАО «МОЭК» разработан и осуществляется ряд инвестиционных программ, направленных на повышение надежности энергоснабжения и повышения энергобезопасности города Москвы. С 2005 г. компании удалось добиться двукратного снижения аварийности на теплосетях.
Основным акционером ОАО «МОЭК» (держателем около 84% акций) является правительство Москвы. В компании работают 20,3 тыс. сотрудников, которые обслуживают 8,966 тыс. центральных и индивидуальных тепловых пунктов, 70 районных и квартальных тепловых станций, 121 малую котельную и 10,379 км теплосетей.
За период с 1 октября 2008 г. по 1 марта 2009 г. количество повреждений на тепловых сетях ОАО «МОЭК» снизилось по сравнению с таким же периодом отопительного сезона 2007-2008 гг. более чем на 20%. Это связано в первую очередь с применением новых технологий при перекладке тепловых сетей. В 2008 г. было переложено свыше 640 км трубопроводов, в том числе с применением передовых технологий - 564 км.
Кроме того, за 2008 г. ОАО «МОЭК» приняло в эксплуатацию 161 тепловой пункт и 331 км тепловых сетей. Всего в 2009-2010 гг. компания планирует переложить свыше 260 км теплосетей, провести плановые и предупредительные ремонты на 42 районных и 29 квартальных тепловых станциях, а также 116 малых и передвижных котельных.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram