Проблемы мелких и средних фирм воспринимаются зачастую как частные проблемы отдельных предпринимателей, при том что для нашей страны малый бизнес - это 13 млн. рабочих мест и одна шестая часть экономики. Однако его сиротского положения это не меняет. В марте общественная организация «Опора России» провела опрос в компаниях малого и среднего бизнеса. Он показал, что только 20% из них оценивают свое состояние как хорошее. У 30% дела плохи, у остальных - ни шатко ни валко.
Почти у половины компаний падает спрос и растут долги покупателей. Для 40% очень сложно взять кредит, а для 28% - вообще невозможно. И практически все отмечают возросшую активность проверяющих организаций. Правительство пообещало предпринимателям прекращение проверок, причем на месяц раньше, чем планировалось. Но вот совпадение: за последние 4 месяца, пока законопроект проходил все положенные этапы, количество этих самых проверок - милицейских, налоговых и прочих - выросло в разы.
«Малый и средний бизнес ждет от власти целевых антикризисных мер. Наиболее действенными из них могли бы стать кредитование, налоговые «каникулы» и снижение тарифов» - таково мнение представителя ЦСИ Владимира Бекетова. Однако одного только снижения административного прессинга на МСБ недостаточно. Нужна мощная законодательная поддержка - кризис диктует необходимость пересмотра законодательной стратегии в сфере регулирования предпринимательской деятельности, считает эксперт.
Более половины малых предприятий сегодня работает в сфере обслуживания и общественного питания - это кафе, бары, рестораны, гостиницы. Именно этот бизнес наиболее уязвим - некоторые законодательные инициативы способны его попросту уничтожить. Так, у представителей ресторанного бизнеса есть претензии к еще не принятому и в целом нужному закону об ограничении курения в публичных местах. Согласно ему, владельцы кафе и ресторанов будут обязаны создать специальные зоны для курения в помещениях с площадью более 50 кв. метров. Вопрос с помещениями площадью менее 50 кв. м будет зависеть от решения местной власти. «То есть, как чиновник захочет, так и будет, - подчеркивает Мария Орлова, член Федерации рестораторов и отельеров. - Кроме того, введение лицензирования продажи табачных изделий - это излишний в условиях финансового кризиса административный барьер, который имеет коррупциогенный потенциал», - считает ресторатор.
Сегодня в одной только столице действует в полтора раза больше нормативных актов, чем в 90-м году во всем Советском Союзе. Именно муниципальные власти отбили у малого бизнеса охоту заниматься чем-либо, уверена Татьяна Иванова, главный редактор газеты «Экономика и жизнь»: «Мы постоянно получаем письма о том, что невозможно делать свое дело, отнимают недвижимость. Власть использует откровенно бандитские методы, чтобы расчистить площадки для своих. Неудивительно, что у нас сегодня каждый второй студент хочет пойти в чиновники!»
О правительственной программе по борьбе с кризисом на встрече рассказал депутат ГД Владимир Мединский. «Предусмотрен целый ряд позитивных мер: увеличение финансирования малого бизнеса, упрощение порядка регистрации, - перечисляет он, - уменьшение списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, ускоренный выкуп помещений».
Если бы депутаты поинтересовались мнением предпринимателей, то узнали бы, что они ждут от государства гораздо более серьезных решений: реального снятия излишних административных барьеров, кредитования малого бизнеса, налоговых каникул. А пока предпринимают свои антикризисные меры. Согласно опросу, 60% компаний собираются сокращать издержки, 23% поменяют ассортимент, 30% пойдут на сокращение персонала и/или зарплат, 13% снизят цены. В большинстве компаний малого и среднего бизнеса считают, что ситуация в ближайшее время существенно не изменится: не ухудшится и не улучшится. Паники не наблюдается, оптимизма тоже. Для того чтобы он вернулся, условий пока нет.