В марте ГАЗ продал 3,9 тыс. автомобилей, включая суперпопулярные некогда «Газели» - это втрое меньше, чем год назад. Перспективы предприятия туманны. Руководство бывшего автогиганта уже объявило, что собирается закрыть два нерентабельных автобусных завода - Голицынский и Курганский. Кроме того, на ГАЗе хотят уволить 4 тыс. человек - 15% работников. Большинство оставшихся сотрудников переведут на сдельную оплату труда.
Как быть? Понятно, что закрыть Горьковский автозавод нельзя. В этом случае на улице окажутся 36 тыс. человек, а еще 60 тыс. потеряют работу на других предприятиях группы ГАЗ. С другой стороны, если ничего не менять, к лету руководство холдинга все равно уволит половину персонала. Так что без вмешательства властей не обойтись, и в правительстве это прекрасно понимают. По данным «АН», там обсуждают два сценария спасения ГАЗа.
Первый вариант лоббирует руководство Минэкономразвития и Минфина. Их мысль такова: в марте на спасение нижегородского завода уже выделили из бюджета немалую сумму - 25 млрд. рублей. А толку - ноль. Поэтому завод нужно не снабжать новыми миллиардами, а банкротить. Тогда его акции перейдут к кредиторам, а уж те, как умеют, за собственный счет будут вытаскивать предприятие из трясины.
Второй сценарий отстаивают силовики, поддерживающие интересы госкорпорации «Ростехнологии». Идея проста: нынешнего владельца ГАЗа г-на Дерипаску вежливо попросят продать предприятие ведомству г-на Чемезова. Само собой - за символическую сумму.
Итак, чья возьмет? Сценарий, который проталкивает экономический блок правительства, не отяготит бюджет, но воплотить его в жизнь сложно. «Кредиторы вовсе не горят желанием управлять ГАЗом в такой трудной ситуации. Для них лучший вариант - чтобы по долгам завода расплатилось государство», - объясняет аналитик ИХ «Финам» Дмитрий Баранов.
Поэтому более вероятной все же выглядит передача ГАЗа под крыло «Ростехнологий». Это лучше, чем ничего, по крайней мере катастрофических сокращений штатов в этом случае не будет. Хотя, возможно, что и работы на ГАЗе не прибавится. Достаточно вспомнить, что «Ростехнологии» уже успели порулить АвтоВАЗом и доуправлялись до того, что в прошлом году предприятие понесло убыток 6,2 млрд. рублей. А это был золотой год для нашего автопрома.
Правительство тем временем медлит с решением. По нашим данным, дело не сдвинулось с мертвой точки, вдобавок под вопросом оказались 10 млрд. руб. госгарантий, которые чиновники уже пообещали Горьковскому заводу. В верхах все больше склоняются к варианту, по которому ГАЗ получит лишь 4 млрд. руб., а остальные деньги пойдут на помощь заводу КамАЗ.
Кстати, Камский автозавод не ограничился оттяпыванием части помощи, предназначенной для нижегородцев. Прослышав о спасательном круге в 25 млрд. руб., который правительство бросило АвтоВАЗу, производитель грузовиков замахнулся на 12,8 млрд. руб., которые он собирается попросить у государственного Внешэкономбанка. Предлог - деньги нужны на разработку новых шасси и кабины. Надо сказать, что этот «проект века» на КамАЗе не могут довести до ума более 10 лет.
В общем, с нашим автопромом в целом и ГАЗом в частности пока понятно одно: скорее всего, г-ну Дерипаске придется расстаться с автомобильным бизнесом. Сейчас алюминиевому олигарху прежде всего нужно спасать жемчужину своей империи - металлургические активы. А для этого придется пожертвовать всем остальным, в том числе - непрофильными автопредприятиями.
И последнее: чиновники слишком увлеклись игрой в перетягивание административного одеяла и строят все новые бумажные планы спасения отечественного автопроизводителя. Тем временем сам предмет их жарких споров запросто может исчезнуть.
Богачи обновляют гараж
Спад авторынка в нашей стране сильнее, чем в мире. В I квартале 2009 г. продажи новых автомобилей в России упали на 40% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). В марте спад особенно усилился и составил 47%. Это значит, что традиционное весеннее оживление продаж не наступило. Для сравнения: за тот же период падение в Западной Европе составило 7%, в США - 37%.
Что характерно, сильнее всего автокризис ударил по покупателям недорогих автомобилей. Например, «Лады» стали продаваться на 42% хуже, чем год назад, продажи уазиков съехали вниз на 50%. Но самый большой спад - более 60% - у продукции Горьковского автозавода.
С другой стороны, сектор элитных автомобилей, можно сказать, почти не пострадал. Например, продажи марки «БМВ» в России вообще не изменились - новых машин продали столько же, сколько год назад. «Ауди» потеряла 15%, «Мерседес» - 30%. Мало того: спрос на дорогущие автомобили «Инфинити» в первом квартале вырос на 70%, продажи «Хаммеров» внезапно подскочили на 60%.