И вот в этих условиях борьбы лучшего с хорошим наиболее титулованные реформаторы вдруг начали подрывать радужные ожидания, как последние экстремисты. Сначала Кудрин проговорился о неизбежности пятидесятилетней волны кризиса. Потом Греф с Авеном заочно заспорили, откуда же придет эта волна - из реального сектора или из банковской системы?
Причина проста: страх. Либеральные реформаторы неплохо понимают положение страны. В частности, сознают нелепость официального прогноза экономического спада 2009 г. в 2,2% ВВП. Известно же, что спад I квартала уже составил 7%, а в исправленный бюджет-2009 заложен спад минимум в 11,5%. Задумываясь о своем будущем, они вынуждены намекать обществу на свое несогласие с лакировкой действительности.
К настоящему времени российские предприятия, убыточные с декабря, заканчивают проедание оборотных средств. Тех, что были основой относительной и временной стабильности декабря-марта. В апреле равновесие еще поддерживается за счет роста неплатежей и активизации неденежных способов оплаты. Но в мае-июне этот ресурс стабильности будет исчерпан, и экономика войдет в новый виток спада. Его первоисточником будет нехватка средств в реальном секторе, которая увеличит невозвраты кредитов. А это ударит по банкам, кредитующим этот сектор, в первую очередь в регионах.
Тем временем государство продолжает реагировать только на социальные, а не экономические сигналы, а летом страна будет занята заготовкой еды на зиму. Поэтому реакция на новый виток спада сильно запоздает; ее не стоит ждать раньше середины августа - начала сентября.
Проблему попытаются решить раздачей денег: других инструментов нет. При этом действенного контроля за ними создать не удастся. Поэтому значительная часть госпомощи вновь пойдет на валютный рынок и сократит международные резервы, спровоцировав новый виток паники и скупки валюты. Международные резервы упадут (а бюджет-2009 и так выделяет из них 75 млрд. долл. на покрытие бюджетного дефицита!) и приблизятся к «порогу достаточности» (по международным критериям, около 220 млрд. долл. в 2009 и 170 млрд. в 2010 г.). Это спровоцирует атаку глобальных валютных спекулянтов, устоять перед которой наши денежные власти не смогут. Спасение - введение валютного регулирования - недоступно для них по идеологическим причинам.
Результат - выход валютного рынка из-под контроля государства и обвальная девальвация рубля между концом 2009-го (что маловероятно) и концом 2010 (что скорее всего) года. Российские либералы понимают это, но, скованные корыстью и лояльностью, напоминают симпатичное домашнее животное. Оно «все понимает, но сказать не может». Им остается лишь издавать малоосмысленные, но тревожащие, а порой и пугающие окружающих звуки - вроде «50 лет кризиса» или «второго витка спада».