- По статистике, производство продуктов питания в стране растет.
- Дело не в том, растет ли оно в целом. Главное – что происходит в отдельных областях. В Свердловской области – вымирает деревня за деревней. В Иркутской области нам с цифрами доказали, что сельскохозяйственного производства там нет вообще. Остались только собирательство и рыбная ловля. Под Кировом то же самое. Вдоль дорог стоят разрушенные деревни, и ни одного обработанного поля.
- Куда же уходят деньги, которые государство выделяет на сельское хозяйство?
- Действительно, до 2010 г. выделены 112,7 млрд. рублей. Но их получают только крупные холдинги. Я не против, это реальные производители. В крупных агрохолдинах и зарплаты выше, и рабочие места появляются. Но они в основном скупают то, что выращивают другие, далеко не все начали серьезно вкладывать в землю. Так что у тех, кто хочет реально работать на земле, один путь – в фермеры. А это движение почти задавили.
- Почему?
- Во-первых, фермеру очень трудно отстоять свой участок. Когда в область приходят крупные агрохолдинги или застройщики – им все равно, чья там земля. Они любыми способами выбивают себе кусок. А потом фермеры жалуются, что отобрали участок. Конечно, взамен выделили новый, целых сто гектаров. Правда, находятся они в 60 км от дома. Как туда скот каждый день гонять?
Во-вторых, фермерам трудно сбывать продукцию. Они не могут приехать в мегаполис и продать там свежее мясо. Для этого нужно получить огромное количество бумаг – начиная от сертификата качества и заканчивая разрешением для въезда грузовика. Это могут себе позволить только структуры, которые скупают дешево, а сами продают дорого. То есть перекупщики.
Я не видел ни одного веселого, добродушного фермера. Как вы думаете, почему? Именно потому, что этот человек вкалывает от зари до зари, и ничего не зарабатывает. А вокруг него ездят на «гелендвагенах» и говорят: чего ты в земле копаешься, пойдем лучше торговать.
- Что нужно делать?
- В любой стране фермерам помогает государство. Сельхозпроизводство везде связано с риском, а в России – тем более. Земля не очень хорошая, климат отвратительный. В странах Европы сельхозугодья используются 6-9 месяцев в году, у нас во многих регионах – 1-3 месяца. А система такова: если российский фермер хоть раз собрал плохой урожай, он уже никогда не поднимется.
Наше государство кое-что делает в этой области. Например, правительство подписало контракт на поставку в Россию шведского оборудования для семейных мини-ферм. Подобные фермы могут решить многие проблемы, но для подъема сельского хозяйства в целом их недостаточно. Нужно поддерживать и более крупных фермеров. А главное – организовать систему, при которой любой фермер сможет непосредственно продавать свою продукцию населению.
- Но на фермах некому работать – крестьяне уезжают в города.
- В стране есть люди, которые с удовольствием работают на земле. Только их надо поддерживать. Нужно, чтобы в деревнях были дороги, телефонная связь, газ. По моему опыту, из сел, где все это есть, молодежь не уезжает! Они говорят: нам интересно здесь, мы хотим работать. А всего-то – создали людям нормальные условия.
Можно поднять и села, которые уже обезлюдели. Для этого государство должно действовать так. На месте обезлюдевшей деревни строится новый населенный пункт с жизнеспособной инфраструктурой. Там организуется сельскохозяйственное предприятие. Одновременно должны быть назначены профессиональные управленцы и набраны работники. Им нужно предложить полный «социальный пакет» - от жилья до организации досуга.
- А если не поедут?
- Две категории граждан точно поедут. Первая – уволившиеся в запас военные и городские жители, потерявшие работу. Вторая – иностранная рабочая сила, при условии, что российских граждан привлечь не удается.
Можно сколько угодно говорить, что люди не хотят работать на земле. В нынешних условиях деревенскому мужику достаточно один раз посмотреть телевизор, чтобы захотеть уехать куда-подальше. Но если государство действительно начнет помогать крестьянам, оно быстро убедится, что у страны огромный сельскохозяйственный потенциал. С таким количеством свободной земли страна могла бы выйти в мировые лидеры в этой сфере. И тогда нам не нужно будет импортировать продукты питания в обмен на энергоресурсы.