Аргументы Недели → Экономика № 14(152) от 09.04.2009

Сияние северной казны

, 16:56 , Обозреватель отдела Экономика

«АН» продолжают серию публикаций о безумных и подозрительных статьях расходов региональных бюджетов. В номере от 19 марта мы рассказали, как московские чиновники строят самую дорогую в мире дорогу и тратят миллиарды рублей на абсурдные социальные программы, а также содержание десятков фантомных СМИ. На очереди – Санкт-Петербург. Какими бюджетными выкрутасами порадовала Северная столица?

Шашлычный скандал

Прежде всего бросается в глаза, что по части финансовой дисциплины Питер недалеко ушел от Первопрестольной. Видимо, равняясь на московскую мэрию, в Смольном тоже стараются свести бюджет с дефицитом – в нынешнем году «кассовый разрыв» достигнет 26 млрд. рублей. Конечно, столичным размахом тут и не пахнет, но и доходы Северной столицы гораздо скромнее. В 2009 г. город планирует собрать 335,9 млрд. руб., а потратить – 362 млрд. руб. – это вчетверо меньше, чем у Москвы.

Однако следует ли из этого, что питерские чиновники тратят бюджетные средства в четыре раза более осмотрительно? Как бы не так: город на Неве как никакой другой прославился серией громких скандалов, связанных с крайне подозрительными закупками за счет бюджета. Взять, к примеру, знаменитые шампуры, которые чуть было не приобрело Управление делами Смольного. За восемь наборов для шашлыка по шесть шампуров каждый (украшенных миниатюрными фигурками персонажей художественных фильмов «Джентльмены удачи» и «Кавказская пленница») чиновники хотели отвалить 461 тыс. рублей. Иными словами, на круг выходило 10 тыс. руб. за один шампур. К счастью, эта комедия не прошла незамеченной, и конкурс пришлось аннулировать.

Правда, вскоре выяснилось, что городская администрация не экономит не только на кухонной утвари, но и на питании. Принадлежащая городу гостиница «Смольнинская», в которой останавливаются высокие чины, попалась на попытке приобрести панировочные сухари по… 2 тыс. руб. за 1 кг. Само собой, яства намеревались оплатить за счет бюджета.

Но чего не сделаешь для дорогих гостей! Тем более что некоторые постояльцы той гостиницы и сами не прочь прокатиться с ветерком за счет города. Как вам, например, такие запросы чиновников Ленобласти: автомобиль «Мерседес» представительского класса за 8,6 млн. рублей? За что именно казна отвалила такие деньжищи? Машина нафарширована под завязку: тут и дорогая кожа, и отделка ореховым деревом, и специальный чехол для горных лыж, и даже сиденья с вентиляцией, подогревом и функцией… массажа начальственного седалища.

Так что северное руководство себя явно не обижает. Хотя, судя по всему, город на Неве удивительно демократичен: он не скупится на автомобильный комфорт не только властей предержащих, но и рядовых бюрократов. Взять хоть такой пример. Пару лет назад местная администрация затеяла грандиозный проект: смольнинских чиновников в массовом порядке пересадили с «Волг» на «Вольво». Питерский бюджет выложил за несколько десятков автомобилей 50 млн. рублей. Для справки: обновление всего огромного автопарка администрации президента, в котором более тысячи машин, стоило 150 млн. рублей.

Видимо, расчет строился на том, что от Смольного до Кремля далеко – глядишь, и не заметят. Так бы оно и вышло, если бы не оказалось, что расходы на эксплуатацию этих чиновничьих «Вольво» составили… 75 млн. руб. в год. Иными словами, каждый автомобиль влетает городской казне в… 150 тыс. руб. в месяц! При этом никаких внятных объяснений таким безумным расходам отцы города так и не дали.

Стройка века

Итак, вооружившись этими знаниями, заглянем в бюджет Петербурга. На что еще тратят деньги местные чиновники? Надо сказать, что по сравнению с московским бюджетом этот документ – образец логичности. Мы не обнаружили в нем статей с загадочными названиями типа «Создание равных стартовых возможностей для молодежи».

Город на Неве удивительно демократичен: он не скупится на автомобильный комфорт не только властей предержащих, но и рядовых бюрократов.

Хотя, разумеется, трудно не улыбнуться, заметив, что администрация Красносельского района Петербурга освоила внушительную сумму в 3 млн. руб. на… ликвидацию «деревьев-угроз» во дворах. Наверное, борьба с этими растениями потребовала привлечения армии специалистов, а также новейшей боевой техники. Не может не порадовать и то, как заботится о своей чистоте администрация Петродворцового района города. Она заплатила 10,4 млн. руб. за «оказание услуг банного хозяйства». Вероятно, бюрократы парились золотыми вениками и натирались розовыми маслами.

Золотое кольцо

Неплохо устроился и Петербургский метрополитен. Он ухитрился выбить 3,35 млн. руб. на поразительную программу «Выполнение контроля за правилами пользования метрополитеном». В переводе на нормальный язык: город раскошелился на то, чтобы метрополитен перечитал свои собственные правила. А некая программа «Путь Петра Великого» обошлась казне в 2,747 млн. рублей. «АН» не могли не поинтересоваться, куда пошли эти миллионы. Оказалось – на публикацию одной монографии, проведение одного совещания и поездку делегации в город Кронштадт.

Трудно сдержать эмоции, когда видишь, что на «социальную поддержку Героев СССР и Российской Федерации» за прошлый год питерские чиновники изыскали жалкие… 15 тыс. руб. – это на всех героев. Тогда как расходы на содержание членов законодательной власти Петербурга превысили 64 млн. рублей. Что тут говорить, если даже на «изготовление нагрудных значков «За заботу о красоте города» ухнули 100 тыс. рублей.

А вот другой пример удивительной заботы о благополучии горожан: оказывается, в Питере действует загадочное государственное учреждение Центр мониторинга и экспертизы цен. Его содержание обходится в 66,5 млн. руб. в год. Наверное, за такие деньги в Центре развили бурную деятельность? Каков же практический результат? Нагляднее всего тот факт, что цены в Петербурге остаются одними из самых высоких в России.

Конечно, по сравнению с масштабами столичного бюджетного транжирства все это кажется мелочами. Что же выходит – у питерских чиновников по части трат в целом все тихо и гладко? Если бы! Чтобы понять, где начинается настоящий цирк, нужно заглянуть в статью «Строительные расходы».

Здесь-то и предстает во всей красе истинная эффективность казенных расходов. Например, на Западный скоростной диаметр – дорогу протяженностью 48,9 км – бюджет Петербурга собирается потратить 221,7 млрд. рублей. По текущему курсу выходит 100 млн. евро за километр. Для сравнения: самый дорогой автобан в Германии – бетонный участок трассы А-6 – стоил 12,2 млн. евро/километр.

Весьма внушительные средства удалось закопать в землю и при возведении Питерской КАД – кольцевой автодороги. За 115,3 км отвалили 128 млрд. руб. (24,7 млн. евро за километр). И это только та сумма, что уже успели потратить, – пока дорога еще не достроена. Причем строители КАД уже успели опозориться по полной программе – из-за ужасающего качества покрытия и грубых просчетов при проектировании их детище собираются лишить статуса скоростной трассы.

Так что, как ни крути, а видно, что питерским, как и московским, бюджетом управляют явно не агнцы божии.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram