Если мышеловка захлопнулась, надо хотя бы доесть сыр. Этот афоризм очень точно характеризует текущее состояние мирового финансового рынка.
Действия и заявления финансовых властей США заметно приободрили инвесторов. Причем в течение нескольких прошедших недель волна оптимизма только усилилась. В конце прошлой недели ФРС США объявила о начале монетизации госдолга, затем в понедельник стали известны детали плана американского Казначейства по выкупу проблемных активов у банков.
В основе плана лежит вера в то, что если ликвидность вернется на рынки «проблемных» активов, то они перестанут быть проблемными и вырастут в цене. И таким образом ситуация в банковском секторе стабилизируется. На волне подобных надежд американские фондовые индексы за последние две недели росли самыми быстрыми темпами с 1938 года. Аналогичная динамика наблюдалась по всему миру, в том числе и в России.
Однако не стоит терять голову от радости и переоценивать реакцию фондовых рынков. Подобные движения всегда были присущи так называемым ралли в условиях медвежьего рынка. К сожалению, есть причины, которые пока не позволяют надеяться на реализацию идеи о начале конца кризиса. Уровень личных доходов населения в большинстве стран мира продолжает снижаться. Сокращаются физические объемы спроса и, соответственно, сжимается промышленное производство по всему миру. Но самое страшное даже не это. Огромные долги продолжают давить на все отрасли, лишая корпорации их прибыли и инвестиций. Несколько триллионов «нарисованных» кредитов для США не восстановят происшедшую за год кризиса потерю стоимости всех акций, облигаций, недвижимости в мире в масштабах десятков триллионов.
Парадокс состоит в том, что мировые правительства не пытаются искоренить саму причину болезни, а лишь совершенствуют старые лекарства. Остальные страны идут по пути традиционного монетаризма. Недавно наш министр финансов Кудрин шокировал инвесторов (обрушив российские биржевые индексы) заявлением о том, что текущий рост акций и стабилизация мировых цен на нефть - явление временное. Возможно, Кудрин не так уж и далек от истины. Однако дело в том, что, рассуждая о будущем ухудшении ситуации в экономике, российский министр финансов, похоже, просто собирается в очередной раз переждать новую бурю, вместо того чтобы встретить ее во всеоружии.
Хотя если задуматься, то ничего удивительного в позиции нашего министра нет. Просто он типичный представитель монетаристской школы. Его задача - стабильный валютный курс и стабильная инфляция. То, что промышленность лежит в руинах, а экономика без денег, его волнует мало. Формально он свою работу делает. Поэтому российская экономика не принадлежит сама себе, а зависит от того, насколько успешно справятся со своей работой монетаристы в США.
Сегодня, пожалуй, лишь китайские власти хоть как-то пытаются изобрести собственный рецепт выздоровления. Но лечить они собираются только свою экономику.