Действительно, фондовое ралли впечатляет. Более того, даже на прошлой неделе на фоне падения биржевых индексов по всему миру российские акции выглядели очень устойчиво. Может быть, стабилизация на фондовом рынке отражает оживление в экономике или это просто реакция на некоторое улучшение нефтяной конъюнктуры? На мой взгляд, и то и другое. Но самое важное - это изменение настроений.
Беспрерывное падение экономики замедлилось, а небольшой рост цен на нефть оказал позитивное воздействие на внутренний валютный рынок. Психологически эти факторы повлияли на рынок весьма значительно. В том числе и на иностранных инвесторов. Я уже упоминал, что в настоящее время большой популярностью пользуются контракты CDS (кредитные дефолтные свопы), определяющие стоимость рисков по долговым обязательствам. С начала текущего года CDS на Россию постоянно росли, отражая увеличение рисков по суверенным долгам нашей страны. Все стало меняться еще в конце февраля, когда риски по России сначала перестали увеличиваться, а затем постепенно стали снижаться.
События уходящей недели наглядно продемонстрировали, что недавний пессимизм инвесторов к России оказался чрезмерным и пока неоправданным. Это наглядно продемонстрировал все тот же рынок CDS, где стоимость контрактов на Россию рухнула почти на 20%, что означает существенное улучшение оценки устойчивости экономики и возможностей обслуживания долгов.
Справедливости ради стоит заметить, что стабильность нефтяных котировок, бесспорно, является определяющим моментом такого улучшения настроений, но происходит и нечто большее. Заметно улучшился новостной поток в западных средствах массовой информации о ситуации в России. Да и российские власти явно выбирают курс на улучшение инвестиционного климата. Это гораздо важнее, чем сиюминутные колебания цен на сырье.
Тем не менее впереди нас ждут очередные испытания на прочность. Последние данные из Китая продемонстрировали значительное падение экспорта из этой страны. И данный факт может усилить спекуляции на тему рецессии в китайской экономике. Естественно, что такие негативные ожидания могут отразиться на товарном рынке, где китайский фактор оставался чуть ли не единственной причиной устойчивости цен.