Аргументы Недели → Экономика № 5(143) от 05.02.2009

Жизнь на свои

, 15:49

В Свердловской области, как и в других регионах, кризис начал возводить своего рода стену. Она все больше ограждает потребителей от зарубежной продукции.
Взять хоть такой пример. Кукурузные хлопья одной из местных фабрик за последние несколько лет утратили свои позиции настолько, что их выкладывали только на самых нижних полках. А на уровне глаз лежали красивые коробки иностранного производства с изображениями мультяшных зайцев. Сегодня российские хлопья снова стали звездой местных супермаркетов.
То же - с птицей. Местные производители задышали полной грудью. Как отмечает директор Среднеуральской птицефабрики Сергей Эйриян, сейчас областные птицеводческие фермы производят 90 тыс. тонн мяса ежегодно. В перспективе - увеличение до 160 тыс. тонн в год. Экономический кризис заставил производителей задуматься о внедрении малозатратных технологий. Простой пример: строить новые комплексы, когда бизнес стеснен в средствах, - непозволительная роскошь. Выход нашли в более эффективном использовании площадей: куриные клетки в комплексах теперь не в три яруса, а в четыре.
Неожиданный подъем начался и в легкой промышленности. С тех пор как развалился СССР, 50% местных предприятий легпрома закрылись. Обувь в регионе выпускают всего две фабрики. На одной мелкими партиями выпускают домашние тапочки, а на другой - спортивную обувь. Вопрос о выпуске модельной обуви под уральскими брендами в последние годы даже не поднимался. Однако кризис начал вносить коррективы. Объемы производства тапочек и кед растут не по дням, а по часам.
На рынке женского белья с итальянскими, французскими, украинскими и белорусскими производителями успешно конкурирует уральский бренд, ежегодно выпускающий 3,5 млн. изделий. Вообще, местные предприятия ежегодно выпускают 700 тыс. трикотажных изделий, хотя могут 2 миллиона. По словам работников торговли, потребители все чаще начинают задавать вопрос: «А у вас нет нашего, отечественного, трикотажа? Он-то в разы дешевле и в носке лучше». Поэтому запасы на складах готовой продукции стали таять. Производители задумались о вторых сменах и найме дополнительных сотрудников.
Это - отличное противоядие от разрастающейся сейчас безработицы. Уральские производители открывают все больше вакансий. Генеральный директор Уральского кролиководческого комплекса Евгений Бессчастный утверждает: «Работа на нашем предприятии найдется многим. Несмотря на то что комплекс находится не в уральской столице, а в селе Большое Седельниково (50 км к югу от Екатеринбурга), мы зачастую привлекаем на работу именно горожан». Сельская местность недавних жителей мегаполиса не испугала. Супермаркетов, конечно, поблизости нет. Зато, для того чтобы ходить по местным недорогим магазинчикам, деньги есть всегда: зарплата сотрудников комплекса по местным меркам не маленькая.
Так что на этих примерах видно, что экономические неурядицы предоставили нашим предприятиям шанс потеснить иностранных конкурентов. Вот бы еще государство подсуетилось и поскорее помогло малому бизнесу доступными кредитами. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram