Причина, как заявил журналистам представитель управления Джино Мунсами, заключается в «невыполнении ряда условий». Требования, в частности, включают публикацию в местной прессе объявления о подаче заявки за месяц до захода, чтобы «общественность могла высказать свое мнение». Кроме того, они предусматривают составление мэрией и представителями командования корабля плана действий на случай ЧП, предоставление судном отчета о состоянии систем безо пасности. А также наличие письма от страны приписки корабля с подтверждением готовности взять на себя расходы по устранению последствий возможной аварии на ядерной установке.
Не вдаваясь в детали, вспомним, что в конце минувшего года целый ряд территориальных вод и портов на других меридианах и параллелях оказались для российских военных кораблей куда более гостеприимными. В том числе в Венесуэле.
Визит «Петра Великого» совпал тогда с приездом Президента России Дмитрия Медведева. Говорят, что туда же засобирался еще один высокопоставленный российский визитер.
Правда, «еще одним визитером» российского премьера Владимира Путина (а в Каракас полетит, скорее всего, именно он) можно назвать с очень большой натяжкой. Изначально под визит грозных российских кораблей был приглашен именно он, а не президент Медведев. Его президент Чавес знал меньше и ни разу до этого публично не называл «другом» и на «ты».
Если же вдруг премьер Путин не сможет оставить в ближайшие дветри недели Россию, вполне вероятно, что этот визит придется совершить другому высокопоставленному российскому чиновнику. А именно вицепремьеру Игорю Сечину. В последнее время он плотно курирует развитие всего комплекса российсковенесуэльских и вообще российсколатиноамериканских связей.
Что же можно реально расширить в сегодняшней российсковенесуэльской повестке дня? Формально в ней - взаимовыгодные связи и контракты в таких разных сферах, как нефтегазоэнергетика, финансовая. Создание двустороннего банка с капиталом в 4 млрд. долларов, машиностроение, наука и образование. Фактически же, однако, можно вести речь лишь о реальном развитии и углубления связей в сфере ВТС (военнотехнического сотрудничества).
Все просто. Бумага терпит все, но на деле за 5 лет присутствия в Венесуэле «ЛУКОЙЛ» пока еще не добыл ни капли нефти, не говоря о других наших компаниях, которые «завязались» с Венесуэлой позже. Уже почти построенных на словах сборочных заводов, на деле не видать и в мощный бинокль. В науке и образовании - все тот же «голяк», иными словам, много звучных слов и мало реальных дел.
Возьмем нефть. Для разработки блоков тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко необходимо строительство так называемых апгрейдеров - заводов по улучшению характеристик добытой нефти до товарных. Строительство одного такого «апгрейдера» обойдется российсковенесуэльскому консорциуму в 6-6,5 млрд. долларов. Сумма представляется запредельной, особенно когда российские компании начали сокращать расходы в условиях финансового кризиса. В том числе за счет сокращения деятельности своих филиалов и персонала за рубежом. В то же время сверхдоходы венесуэльской нефтяной монополии «Петролеос де Венесуэла» также резко сократились в связи со снижением цен на нефть на мировом рынке.
А вот полет в Венесуэлу двух российских стратегических бомбардировщиков Ту160 наделал немало шума и в регионе. Как и военноморские маневры. Позднее наши военные корабли зашли в территориальные воды братской Никарагуа. Это едва не стоило президентского поста главе государства Даниэлю Ортеге. Он в пух и прах рассорился с парламентом центральноамериканской страны без надежд на скорое примирение. Однако Ортега знал, на что шел. Он был кровно заинтересован в том, чтобы Россия вошла в «проект века».
Его расчет был на то, что мы дозреем и решим материально и технически вложиться в строительство второго межокеанского канала (наподобие Панамского). Стоит ли говорить, что этот проект в случае своей весьма вероятной реализации будет иметь далеко не только экономическое значение для всех стран - участниц Великой стройки?
Но чем черт не шутит? В соответствии с предложенными Игорю Сечину в Манагуа, а затем и Дмитрию Медведеву в Москве наработками, русло канала должно быть проложено по пограничной с КостаРикой реке СанХуан. А озеро Никарагуа соединено с Тихим океаном в районе югозападного департамента Ривас. Проект строительства канала подразумевает инвестиции в объеме 30 млрд. долларов. Таких колоссальных средств бедной центральноамериканской стране взять неоткуда. Разве что более сильные и богатые друзья типа России помогут. Конечно же не бескорыстно.
Так чего же ждать от скорого визита в Венесуэлу, а может, и не только туда, российского премьера Владимира Путина или вицепремьера Игоря Сечина? Интересных новостей, если не сенсаций.