Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики.
Перед началом спада мы умудрились увеличить бюджетные расходы на 40%. И встретили кризис с инфляцией 14% в год. Сейчас она парализует экономику. При нынешнем росте цен ставки по кредитам не могут быть ниже 17-18%. В таких условиях производство развиваться не будет.
Нужно переходить на иную модель развития. В этом и поможет кризис. Мы неизбежно начнем тратить деньги, оглядываясь на разумные критерии. Но главное, кризис - это шанс снизить инфляцию.
Наталья Зубаревич, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:
- Я надеюсь, кризис отучит власти кидать понты. Особенно в региональной политике. По глубинке он ударит гораздо больнее, чем по Центру. Причем с отсталыми областями ничего страшного не случится. Они и так сидят на дотациях.
Пострадают в основном регионы-доноры. Особенно сильно - металлургические центры в европейской части России - Ленинградская, Липецкая области. Не поздоровится заводам в Челябинской и Свердловской областях. Эти производства и до кризиса дышали на ладан - там мало что изменилось со времен царской России.
Центр кричит о поддержке производства и судорожно кидается деньгами. Но пора понять, что простых рецептов тут не существует. Не надо поддерживать отсталую промышленность. Если заводы неконкурентоспособны - помогите людям, которые там работают.
Евгений Гонт-махер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
- Единственное, что хорошего я жду от кризиса, - летом вырастет урожай картошки. Потому что люди снова начнут сажать ее, чтобы пережить осень и зиму. Бросятся засаливать огурцы и помидоры. Мой вам совет - запасайтесь крышечками для консервирования. К лету они станут дефицитом.
А так я все больше убеждаюсь, что в стране неизбежны точечные волнения. Горючего материала для этого предостаточно. Уровень безработицы удвоится. Сейчас без работы 6% экономически активного населения, к концу 2009 года будет 10-12%. Доходы населения упадут на 10%. Вдобавок в стране 700 промышленных городов, где работа есть только на одном заводе. Еще сотни - где занятость обеспечивают 2-3 предприятия. Сейчас эти заводы встают. В некоторых пром-центрах рабочие точно выйдут на улицы.
Константин Сонин, профессор Российской экономической школы, ведущий экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок:
- Нынешний кризис не нужно сравнивать с катастрофами начала 1990-х годов и 1998-го. Тогда нам приходилось гораздо хуже.
Чего ждать на этот раз?
Первое. Экономика расти не будет. Даже нулевой рост стал бы для меня приятным сюрпризом. Более вероятно, что в следующем году не только промышленность, но и весь ВВП страны снизится на 5-10%.
Второе. Под главным ударом окажутся города, рабочие места в которых обеспечивают один-два завода. Зарплаты там начнут резко падать. Руководства предприятий уже отправляют работников в отпуска. Но массовой безработицы все-таки не будет. Это наша историческая особенность - даже в 1998 году безработица в России была 10-15%. В США при тех же условиях она достигла бы 30-40%.