Под конец года началась активная фаза испытаний российского супердвигателя. Самолет-лабораторию Ил-76ЛЛ намертво закрепили на стоянке и вывели НК‑93 на максимальный, взлетный, режим. Такой бури в ЛИИ им. М.М. Громова не видели давно - как снаряды, летели оторванные от стен кирпичи, за территорией аэродрома повалило несколько деревьев. Пострадал автомобиль проезжавшего мимо по дороге общего пользования председателя Клуба Героев города Жуковского заслуженного штурмана-испытателя и Героя России Геннадия Ирейкина - получил обломком камня по крылу. «Гонки» на земле показали фантастические результаты - при расчетной максимальной тяге 18 тонн двигатель выдал на тонну больше - 19!
Испытательные полеты пока тоже подтверждают уникальные свойства агрегата: рекордно низкий расход топлива, мощную и ровную тягу. Летчики-испытатели Виктор Коростиев и Александр Костюк во время полета убирали газ на штатных трех двигателях Ила, и могучий НК-93 в одиночку тащил громадный самолет. Как сказал потом Коростиев, в полете с НК-93 возникают совершенно нереальные вещи: «Тишина, двигатель работает практически бесшумно, а при этом ощущается ломовая тяга! Но, чтобы компенсировать разворачивающий момент, пришлось потом пошуметь, добавить газа на моторы с противоположной стороны!» После этих слов вспомнилась история с запретом полетов российских авиалайнеров в небе большинства государств из-за шумных двигателей...
Руководитель испытаний НК‑93 от СНТК им. Н.Д. Кузнецова Владимир Пташинский и ведущий конструктор Анатолий Лоцман беспокоятся только об одном. Колоссальным напряжением сил этим далеко не молодым людям удалось поднять двигатель в небо, но его будущее от этого не становится менее туманным. По госпрограмме в 2008 г. на испытания должны были выделить 94 млн. рублей. Выделили... в середине декабря! А в плане стоят 25 полетов. После каждого надо снять и проанализировать информацию с датчиков и контрольной аппаратуры, провести техническое обслуживание экспериментальной машины. В советские времена, даже когда конструкторов и летчиков подгоняли «сверху», делали 1 полет в неделю. Иначе испытания превращаются в фикцию. Сейчас самарские двигателестроители пишут письма и надеются только на Москву. Если премьер Владимир Путин не подпишет разрешение перенести часть финансирования на следующий год, то Ил-76ЛЛ с опытным двигателем будет снова ждать своего часа (нет денег!) на стоянке. А там может появиться новый контракт для летающей лаборатории. Например, индийцы планируют на ней испытывать двигатель собственной разработки. Для ЛИИ им. М.М. Громова, обвешанного долгами, как новогодняя елка гирляндами, это живые деньги. И тогда, задушив собственный патриотизм, НК-93 снимут с крыла и отправят в лучшем случае в музей. Как дорогую игрушку. Второй раз приводить его в рабочее состояние, готовить к испытаниям, будет просто некому. А сверхэкономичные двигатели для отечественных самолетов будем приобретать за океаном.
Потому что, пока в России полтора десятилетия «искали» средства на испытания готового двигателя, американцы из «Пратт энд Уитни» совместно с европейским концерном «Эйрбас» разрабатывают собственный подобной схемы. Не мудрствуя лукаво, они практически скопировали НК-93! Диаметр винтовентиляторов поменьше и расчетная тяга около 13 тонн. И в следующем году предполагают приступить к его летным испытаниям. Можно не сомневаться, мировой финансовый кризис им не помешает.
Авиастроители всего мира прекрасно понимают - по удельному расходу топлива схема НК-93 не имеет равных. По сравнению с самыми эффективными на сегодня двигателями она обещает экономию как минимум 12%. Обидно - последнее творение генерального конструктора Николая Кузнецова давало стране шанс быть впереди планеты всей. И сейчас, конечно, не поздно. Несмотря на то что заокеанские конкуренты ухватились за гениальную идею. Однако они в самом начале пути...
А мы все ждем, когда наконец чиновники из соответствующих ведомств вспомнят об интересах страны. Неужели надо доводить дело до полной безнадежности? 70-летние инженеры и конструкторы на продуваемом всеми ветрами аэродроме закоченевшими руками каждый день с рассвета возятся под крылом самолета. Разговаривают с двигателем, как с человеком: «Потерпи, не подведи стариков...» И никому до них нет дела. Не везут командировочные - купят пельмени по 110 руб. за кг, и вроде сыты. А в это же время кто-то ответственный в уютном кресле решает свои мелкие задачки - где отдохнуть, с кем поужинать. Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович, наверное, и не знают о том, что опередивший время на десятки лет перспективный авиадвигатель поднимается в воздух на уставших плечах «дедов». А гордиться есть чем - НК-93 единственный целиком и полностью российский! Все остальное, что сейчас летает, досталось нам в наследство от СССР.
Скажете, есть же распиаренный двигатель для Суперджет‑100? Но совместное российско-французское (скорее французское) творение под названием SaM-146 прорывным продуктом не является. Этот двигатель в ЛИИ так и называют - «француз». В основе это давно известный агрегат с истребителя Мираж-2000. Но вот его-то испытания в Жуковском идут полным ходом! Может быть, пора первым лицам и власть применить?