Шумная акция
Началось с Владивостока. 14 декабря местные автомобилисты устроили шестую за последние месяцы акцию протеста. На этот раз им очень не понравилось решение правительства о резком повышении пошлин на подержанные иномарки.
Местным властям не позавидуешь. На митинг собрались 3 тыс. человек. Неожиданно они двинулись к зданию администрации. Милиция перекрыла путь. И тогда в ответ автомобилисты заблокировали две важнейшие трассы города - Океанский проспект и улицу Некрасовскую.
Возникла громадная пробка. Затор рассосался лишь после того, как перед митингующими выступил мэр Владивостока. Но пока он обещал принять меры против пошлин, часть недовольных попыталась прорваться к аэропорту. Они собирались заблокировать взлетные полосы.
Владивостокские события явно привлекли внимание центральных властей. Тем временем полыхнуло уже в Ижевске. 15 декабря 2 тыс. человек собрались на центральной площади города. Шел митинг против роста тарифов ЖКХ и отмены льготного проезда. Здесь также не обошлось без эксцессов. Толпа вышла на проезжую часть. И двинулась к зданию администрации, сломив вялое сопротивление милиции. Основное требование - немедленно заморозить тарифы.
Можно не сомневаться, что владивостокские и ижевские события - только пролог к длинной череде подобных акций. Социологи уже скинули розовые очки. По данным ФОМа, 39% процентов населения России замечают рост протестных настроений. В промышленно развитых регионах, которые пострадали сильнее, - до 54%. Причем недовольны все слои общества.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер уверен, что это очень тревожные цифры. По его данным, в крупных мегаполисах недовольно уже до 60% населения. В небольших городах опасность еще выше - там может начаться спонтанный взрыв недовольства. Где именно?
Самая тревожная ситуация - в Татарстане, Ярославской, Курской и Омской областях. Немногим лучше - в Москве и Санкт-Петербурге. А вот на Камчатке и в Мордовии относительно спокойно. Сильнее всего нынешний кризис бьет по наиболее развитым регионам.
Но то - сухие выкладки. А вот опрошенные «АН» эксперты делятся более чем красочными местными зарисовками. «Недавно я был в Череповце. Череповецкий комбинат плохо работает, с перебоями. Отправляют сотрудников в отпуска. Сейчас им платят по 10 тысяч рублей. А потребительская корзина там - 7,4 тысячи рублей. И она продолжает дорожать. Представляете, что будет, когда эти величины сойдутся? Я спрашиваю у рабочих в Череповце: сколько вы готовы терпеть? Отвечают - максимум 2-3 месяца. А городские магазины уже устанавливают решетки на окна. Почему? Наступит 11 января. Рабочим надо будет опохмелиться. А у них - ни работы, ни денег», - рассказывает политик и предприниматель Евгений Чичваркин.
План спасения
В общем, правительству пора хвататься за голову. Что намерены делать власти?
Во-первых, точно прибьют на корню рост тарифов. Власть осознала свою ошибку. 16 декабря вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что в 2009 г. запланированный рост тарифов будет снижен «минимум на 10- 15 процентных пунктов». Значит, если цены и вырастут, то лишь на 2-5%. Речь идет о тарифах на газ, электричество и железнодорожные перевозки.
Во-вторых, федеральный Центр поможет тем, кому пришлось хуже всего - заводам-гигантам и градообразующим предприятиям. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство зарезервировало на эти цели 300 млрд. рублей. Они пойдут на поддержку реального сектора. Гораздо свободнее вздохнут 150-200 системообразующих компаний. Это предприятия оборонного комплекса, металлурги и машиностроение.
В-третьих, центр готов делиться. Федеральный бюджет пообещал регионам значительную денежную помощь. Из-за кризиса доходы местных бюджетов в следующем году снизятся на 700-800 млрд. рублей. У них может просто не хватить денег на поддержку населения. Поэтому правительство уже внесло в Госдуму законопроект, резко увеличивающий федеральные вливания в местные бюджеты.
Вот только бы власти на местах не наломали дров. Главное - ни в коем случае не допускать эксцессов, например, разгоняя митинги. Эксперты единодушны в одном. Власть должна показать народу, что она страдает так же, как и все остальные. Вместе с ними. И точно так же переживает тяжелые времена. Например, депутатам не помешало бы резко уменьшить расходы на собственное содержание. И вообще - не просто поумерить аппетиты, а врубить в госструктурах режим жесточайшей экономии. Люди это оценят.