Аргументы Недели → Экономика № 47(133) от 20.11.2008

Коррупция и Со

, 00:37 , Обозреватель отдела Экономика

«Где были соответствующие структуры ФСБ, Минобороны, чем занималась Федеральная антимонопольная служба? Если военные эксперты сделают вывод, что есть угроза национальной безопасности, - это уже не халатность, а преступление», - возмущается глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

До экспертов дошло, что натворили чиновники. О чем идет речь? Дело было так. В прошлом году российская компания «Норильский никель» заключила потрясающую сделку с американским химическим гигантом «ОМ Групп». Американцы жаждали избавиться от непрофильных активов - пары небольших никелевых заводов в Финляндии. Взамен они просили... нет, не денег. Они пожелали получить эксклюзивный контракт на закупку всего металлического кобальта (химический знак - Со) и всей кобальтовой руды, добываемых «Норникелем». Отметим, что эта компания добывает и перерабатывает 95% всего российского кобальта. И владеет 10% его мировых запасов.

Торги продолжались недолго. «Норникель» попросил американцев накинуть сверху пару никелевых шахт в Северной Австралии, те согласились. Вскоре партнеры ударили по рукам. И наши, и европейские чиновники охотно одобрили сделку. Она не вызвала ни малейших вопросов ни у антимонопольного ведомства, ни у Министерства природных ресурсов, ни у спецслужб, отвечающих за экономическую безопасность страны.

Между тем военным было о чем задуматься. Дело в том, что кобальт - особый металл. В советские времена любые поставки кобальта за рубеж были возможны только с особой санкции ЦК КПСС. Сейчас, если в ходе поиска новых ресурсов геологи натыкаются на участок, содержащий хотя бы минимальную концентрацию кобальта, это месторождение немедленно объявляют стратегическим. Помимо прочего это означает, что зарубежные компании не могут владеть в нем более 10% акций. Кроме кобальта это правило распространяется только на бериллий, уран, алмазы и крупные запасы нефти и газа.

Почему такое внимание к кобальту? Примерно по той же причине, по которой любые поставки ядерных технологий контролируются международным сообществом.  Например, без этого металла невозможно производство двигателей для ракет, истребителей и бомбардировщиков. Он широко используется при выпуске композитных материалов и так называемых гибких магнитов для оборонки.  Без него нельзя обойтись в военной электронике и при выплавке спецсталей. Не говоря уже о том, что кобальт - один из компонентов ядерного топлива.

Итак, сделку одобрили. Что было дальше? События разворачивались стремительно. Во-первых, Россия сразу же столкнулась с тем, что ее собственное стратегическое сырье обратилось против ее армии. «Наш кобальт воевал против нас в Грузии», - уверен депутат Госдумы Виктор Нефедов.

Во-вторых, участники кобальтовой сделки пожали неплохой урожай. Благодаря контракту с «Норникелем» «ОМ Групп», уже владевшая рядом кобальтовых предприятий, подмяла под себя треть мирового рынка этого металла. Цены на кобальт тут же рванули вверх. «В начале 2006 года фунт кобальта на мировом рынке стоил 17 долларов. В первом полугодии 2008 года за него давали уже 54 доллара», - констатирует аналитик «БрокерКредитСервис» Олег Петропавловский.

Дальше было бы еще круче. В Конго, на территории которого сосредоточено 36% мировых запасов кобальта, началась война. Правительство ввело мораторий на экспорт кобальтовой руды. Аналитики уже прогнозировали, что цены на этот редкий металл превысят 250 долл. за фунт. Но тут разразился мировой экономический кризис, и стоимость сырья резко рухнула. Сейчас за фунт кобальта вновь дают не более 17 долларов.

Тем не менее оборонка успела сполна почувствовать, что значит втридорога покупать собственное стратегическое сырье. Точные объемы потребления кобальта в стране - секретная информация. Однако компетентный источник «АН» поделился такими данными. В последние годы спрос на кобальт в России колебался в районе 500-600 т в год. Но из-за резкого роста оборонного заказа уже в 2009 г. он должен подскочить до 1,5 тыс. тонн. При том, что весь годовой объем добычи «Норникеля» - 2,2 тыс. тонн. Иными словами, российские оборонные предприятия обречены покупать российский кобальт у американской компании по монопольным ценам.

Что по этому поводу говорят представители «Норникеля»?  «Внутреннее потребление производимых «Норильским никелем» металлов (кроме меди) крайне мало. Но при росте внутреннего потребления кобальта мы готовы покрыть 100% его потребностей», - заверяют в компании. Кроме того, в кулуарных разговорах представители металлургического гиганта дают понять, что «кобальтовая карта» - это оружие, которым пользуется один из совладельцев компании в разразившейся в «Норникеле» войне акционеров.

Может, и так. В любом случае бизнес есть бизнес. Было бы не вполне справедливо обвинять частную компанию в том, что она одна повинна в забвении стратегических интересов страны. Все-таки настоящие виновники кобальтового скандала - это чиновники. А именно: главы тех ведомств, которые спокойно согласовали сомнительную сделку и дали ей зеленый свет.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram