Аргументы Недели → Экономика № 47(133) от 20.11.2008

Мало зерна - плохо. Много - еще хуже?

, 00:11 , Обозреватель отдела Промышленность

Спа-центр «колос»

На всех мероприятиях с сельскохозяйственным уклоном Виктора Зубкова сопровождал тезка, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Украине Виктор Черномырдин. Знаток и уроженец этих мест, Виктор Степанович связи с малой Родиной не теряет.

 В Саракташском районе готовится к сдаче первая очередь сверхсовременного молочного комплекса. Буренки здесь будут находиться на холодном содержании. Отопление не предусмотрено в принципе, только поилки для животных с подогревом. Из опыта северных стран известно: свежий воздух коровам куда полезнее грязных, темных и душных бетонных бункеров, которые в советские времена называли молочными фермами.

Директор комплекса Александр Круглов объяснил, что каждая корова «генерирует» тепловую энергию - полкиловатта в час. 600 коров в неотапливаемом помещении - это то же самое, что 300-киловаттный обогреватель. (Для сравнения - обычный домашний электроутюг потребляет в среднем 1,2 кВт/ч.) Оказывается, буренки могут работать как неплохой калорифер!

Интересна конструкция удаления навоза - скребок медленно, но верно, за 2 часа, как бульдозер, проползает по всей длине коровника.

Зубков сомневается: «От такой механизации у коров молоко пропадет!»

Но директор убеждает: «Коровы его не будут пугаться. Привыкают, это проверено».

Возможно, потому, что коровы «продвинутые», канадского разведения.

Когда комплекс выйдет на полную мощность, 2400 «канадоподданных» в четырех коровниках будут обслуживать всего 30 человек. Это весь штат - от директора и дояров до уборщицы.

Предположение, что можно было бы сэкономить на автоматике и привлечь дополнительные рабочие руки, вызвало у Виктора Черномырдина неподдельное возмущение: «Положено автоматически навоз убирать, значит, автоматически!»

Первый вице-премьер и свита лично опробовали коровьи лежаки-матрацы. Нет, они, конечно, на них не лежали, мягкость и упругость специального материала оценили ногами. Подстилка для животных, как дорогие постельные матрацы в бутиках, вентилируемая и принимает форму тела!

Закрома и счастье

На совещании в селе Черный Отрог подводили сельскохозяйственные итоги уходящего года и строили планы на следующий. Обычно согласные с федеральным центром губернаторы, региональные министры на сей раз навалились на Виктора Зубкова всем скопом. Общую точку зрения озвучил губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев:

- Необходимо, чтобы закупочная цена на зерно была бы 6,5 тысячи рублей за тонну.

- До последнего будете стоять, как панфиловцы под Москвой, - отшутился первый вице-премьер. Виктор Зубков не из слабаков, массированную атаку выдержал, никаких обещаний и авансов не выдал. Ему на помощь пришел председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин:

- Мы готовы под зерно выдать кредиты хозяйствам исходя, правда, из действующих закупочных цен. С тем, чтобы они погасили предыдущий заем. Тогда у крестьян появятся средства на подготовку к весенним полевым работам. Если хотят, пусть ждут повышения цен на пшеницу. Обычно спрос растет с февраля до начала лета. Зерно в надлежащих условиях может храниться долго - 3 года и больше. Мы ничем не рискуем - если что, продадим зерно государству по цене интервенционного фонда и вернем деньги.

Сами земледельцы в этом случае рискуют одним - хранить зерно надо в таких условиях, чтобы оно как можно дольше имело товарный вид. Следовательно, за это надо платить элеваторам. А они в одних регионах забиты под завязку, в других - стоят полупустые. Транспортные расходы тоже падают на сельхозпроизводителя, а это до трети себестоимости. Весь клубок проблем развязать, конечно, трудно, но возможно. Да и рекордные урожаи не так часто бывают, как хотелось бы.

Впрочем, резервы для повышения урожайности есть. На машинно-транспортной станции Виктор Зубков, глядя на сверкающие ряды современной импортной техники, задал вопрос: «Почему не используете минеральные удобрения?» Ответ хлеборобов был прост и единодушен: «Нам минеральные удобрения не по карману!» Это вызвало у первого вице-премьера явное неудовольствие.

Дорого - да! Но минеральная подкормка земли почти гарантирует стабильные и высокие урожаи. И фермеры, которые ведут дело на европейский манер, давно эту истину усвоили. Сам тому свидетель. Другой вопрос, как организовать работу так, чтобы высвобождались финансовые ресурсы на закупку удобрений. А пока Зубков напомнил, что сельское хозяйство должно «взять те объемы минеральных удобрений, которые зафиксированы на 15 ноября по согласованным ценам». Иначе зачем было заниматься согласованиями и давить на производителей удобрений?

Но не так все просто! Нереализованное зерно тяжким бременем лежит на хозяйствах. Крестьянин очень пуглив, бросаться в банк за кредитами не спешит, осторожничает. Рассчитывает на хорошую цену завтра, если сегодня не получается с выгодой продать. А дело тем временем стоит. Самое время сейчас создавать задел по горюче-смазочным материалам, удобрениям, готовить к весне технику. Денег-то нет!

Я привез домой обыкновенную буханку натурального и ароматного оренбургского хлеба. В Москве хлеб совсем другой, рафинированный что ли. Сосед, заглянувший на огонек, принюхался и завистливо спросил: «Где берешь?» Я, чертыхаясь про себя, отрезал половину, отдал и быстро припрятал остатки в шкаф. Надо, чтоб и домашним досталось! Когда еще настоящий хлеб получится привезти. Да и зная особенности загадочной «русской души», не удивлюсь, если к весне выяснится, что рекордный урожай привел к рекордным потерям при хранении и хлеба в стране не хватает.

А Виктор Степанович Черномырдин не зря подарил всем очередной афоризм: «С пустыми закромами счастья не будет!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram