Аргументы Недели → Экономика № 45(131) от 06.11.2008

Кризисный паек

, 16:15

Мясные долги

В связи с нынешним падением производства во многих отраслях предприниматели шутят, что у металлургов сейчас - «жесть», мебельщики «дали дуба», у пивоваров - «полный отстой», а строителям - «кранты». Ну а мясные заводы, соответственно, отчаянно «колбасит».

Тут нас ожидает малоприятное открытие. Что бы ни рассказывали нам в Минсельхозе, на деле все крупные комбинаты страны работают на импортном мясе. Финансовый кризис оборвал цепочки поставок - поставщики перестали возить его в кредит. «Импортеры мяса должны банкам столько денег, что не могут заплатить за товар», - возмущен эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Роман Кипоть.

Чем это обернулось на практике?

Во-первых, колбаса резко ухудшилась. Поскольку мяса не хватает, производителям приходится все сильнее «разбодяживать» продукцию соей и курятиной. Во-вторых, из-за дефицита цены скакнули вверх на 50-100%.

А что будет через несколько месяцев, когда кризис с поставками рассосется? По идее мясо во всем мире сейчас дешевеет. «Особенно стремительно - в Латинской Америке», - констатирует генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. В этом регионе уже вовсю бушует экономический кризис, и фермеры сбрасывают цены на говядину и свинину.

Но возникает загвоздка. По данным Минсельхоза, даже сейчас 1 кг отборной говядины оптом стоит менее 120 рублей. Если верить чиновникам, за последние два месяца говядина оптом прибавила всего лишь 6 руб. за 1 кг, свинина - 16 рублей. По всем правилам, колбаса просто не может быть дороже мяса! Но в России это почему-то не так. В рознице продукты мясопереработки продают по 300-400 рублей за кило.

Отчасти в этом виноваты торговцы. Сейчас они стремительно увеличивают наценки. А дальше будет еще веселее. Под Новый год нас ждет новое невероятное подорожание. Традиционно перед праздниками магазины вздувают цены на 20-25%.

Как сыр в масле

А что с хлебом? По идее он должен был сильно подешеветь. Из-за рекордного урожая с августа зерно подешевело в два раза. Но это никак не сказалось на ценниках в магазинах. Хлеб уже стоит от 13 руб. за буханку, и, по прогнозам экспертов, цена снижаться не будет.

За этим стоят интересы пекарей. «Когда урожай плохой, они всегда резко повышают цены. Но я не помню случая, чтобы они снижали стоимость хлеба из-за хорошего урожая», - жалуется ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Игорь Павенский. Даже в щедрые на урожай годы наши хлебозаводы имеют обыкновение поднимать цены на уровень инфляции. Так что к Новому году батоны и булки могут подорожать еще на 2-3%.

Еще интереснее прогноз на следующий год. Уже зимой производители пшеницы в полной мере ощутят на себе последствия кризиса. По мнению ИКАР, не менее четверти зерновых агрохолдингов не смогут вернуть кредиты и разорятся. А значит, площадей засеют гораздо меньше. В результате к лету хлеб в магазинах может подорожать еще на 20-40%.

Но гораздо раньше, чем на хлеб, повысятся цены на молоко. Уже к Новому году они подскочат на 10-15%. Причина в сезонных факторах. Зимой российские хозяйства производят в два раза меньше молока, чем летом.

Когда молока становится меньше, оно дорожает. «Раньше производители удерживали цены, дружно снижая качество. Они начинали щедро добавлять в цельное молоко сухой порошок», - откровенничает Елена Тюрина. Но теперь эту лазейку прикрыли. В декабре вступит в силу так называемый техрегламент на молочную продукцию. Он запрещает добавлять в молоко концентрат.

Само собой, подорожание молока не обойдет стороной сыр и сливочное масло. Весной эта продукция выросла в цене на 30-40%, но с лета понемногу дешевеет. Однако из-за кризиса эти товары могут стать дефицитом. Половину сыра и треть масла в Россию ввозят из-за рубежа. Если импортеры не рассчитаются с нынешними долгами и не найдут денег, зимой эти товары могут подорожать на 30-40%.

Чем тут утешить? Вся надежда - на нормальные законы рыночной экономики. Как бы этого ни хотелось производителям и торговцам, задирать цены до бесконечности не получится. Уже сейчас у торговых сетей перестала расти выручка. «Если они опять увеличат цены, рискуют потерять последних клиентов», - уверена ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова.

Так что, скорее всего, дорожать будут только и без того недешевые продукты для среднего класса. А нормальная еда, та, которую покупают не самые состоятельные россияне, останется доступной.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram