Аргументы Недели → Экономика № 45(131) от 06.11.2008

Кто хочет - ищет средства, кто не хочет - причину

, 15:53 , Обозреватель отдела Промышленность

Российские  железные дороги не собираются пасовать перед мировым финансовым кризисом. Это стало совершенно очевидно в ходе VI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство. 10 лет реформе железнодорожного транспорта», которая состоялась в Москве.

Оценивая промежуточные итоги структурных преобразований, вице-премьер Александр Жуков уверенно заявил, что реформирование идет результативно, с сохранением высокой динамики поставленных целей и задач. Повышаются качество обслуживания и безопасность движения. Растет скорость доставки пассажиров и грузов:

- Отрасль работает без сбоев. За годы реформ грузооборот вырос на 52%, пассажирооборот - на 20%. Все время, пока идут реформы, потребитель, как правило, о них не догадывался и не догадывается.

Это и есть главный результат. Неудачных примеров можно привести предостаточно, взять хотя бы дробление некогда единого авиаперевозчика на более чем 400 компаний. И появления до десятка надзирающих и управляющих ведомств и структур. Итог - у семи нянек дитя без глаза. Старение авиапарка, развал инфраструктуры, неплатежи, банкротства, катастрофы. Результаты подобной «механической» реформы «аукаются» и по сей день.

У железнодорожников, благодаря системному подходу, таких проблем нет. Взять хотя бы одну из важнейших тем - как вывести пассажирские перевозки на безубыточный уровень. РЖД сегодня приходится заниматься «перекрестным» финансированием, субсидировать пассажирские перевозки за счет грузовых. Задача поставлена, спокойно и отнюдь не авральными методами, будет решаться. Естественно, без ущерба для граждан страны. Уже есть примеры, где пассажирские перевозки даже при существующих тарифах становятся прибыльными.

Но приведение системы тарифного регулирования к рыночным реалиям давно назрело. Старший вице-президент РЖД Борис Лапидус подчеркнул, что сейчас тарифообразование, являясь прерогативой исполнительной власти, не способно своевременно и адекватно реагировать на изменения спроса. Это противоречит рыночным механизмам.

Железные дороги активно работают с частными инвесторами. Бизнес с удовольствием откликается на внятные предложения и уже инвестировал в отрасль около 250 млрд. рублей. Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин привел в пример крупного инвестора - Европейский банк реконструкции и развития. Банк, несмотря на мировые финансовые катаклизмы, продолжает работать с компанией. Крупнейшие зарубежные банки «Барклайс» и «Джей-Пи Морган» тоже никуда не собираются уходить.

Правда, государственный инвестиционный «портфель» еще более весомый - к 2011 г. может вырасти до 630 млрд. рублей. Владимир Якунин с удовольствием закончил выступление словами: «Меняемся для вас и вместе с вами!»

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram