Аргументы Недели → Экономика № 44(130) от 30.10.2008

Мудрецы в раздумьях

, 16:16 , Обозреватель отдела Экономика

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

- Пора понять, что мировой кризис - это надолго. В этой ситуации России пора снять розовые очки и честно взглянуть на собственные проблемы. У нас экономическая депрессия - мы в нее уже входим. Не нужно жить в режиме программы «Вести 24». На 19%-е падение российских фондовых индексов она реагирует рассказом о 5%-м падении американского индекса Доу-Джонса.

Итак, что нас ждет? Будут три волны сжатия спроса. Сейчас мы переживаем первую волну - сжатие кредитного спроса. Государство выводило средства из страны, создавало здесь искусственный дефицит денег. Эти деньги, прокрутившись на Западе, возвращались в виде кредитов. Теперь они больше не возвращаются. Вот вам и кредитный шок.

Следующая волна - сжатие экспортного спроса. Наши нефть, металлы и т.д. уже не так дороги и не так нужны иностранцам.

И наконец, третья волна - сжатие государственного спроса. Экономический рост затормозится, значит, собираемость налогов понизится. Государству начнет не хватать денег. Чем это грозит? Социальной дестабилизацией. Потому что на все группы влияния, на все их аппетиты у власти денег больше не хватит.

При этом мы уже видим, что реакция нашего государства на кризис - неадекватная. Оно поддерживает не производство, не реальный сектор, а сверхприбыли. Например, когда очень высокие чиновники рассказывают с телеэкранов о недопустимости снижения цен на жилье - это свидетельство полнейшей неадекватности всей системы.

А пострадает в итоге население. Его будут перемалывать в жерновах между ростом цен и комплексным ухудшением условий существования. Включая ухудшение условий работы, рост преступности. Это может кончиться системным кризисом.

Владимир Давыдов, профессор факультета мировой экономики и мировой политики ГУ - ВШЭ:

- Этот кризис - не такой, как все предыдущие. В последние 20-30 лет кризисы возникали на молодых, растущих рынках. И потом передавались или не передавались в другие географические зоны. Сейчас кризис впервые начался в мировых экономических центрах.

Анализируя и сопоставляя возможности выстоять перед кризисом у стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), мы приходим к выводу, что наиболее слабое звено среди них - Россия. Поскольку этот кризис качественно иной и более серьезный, следует ожидать, что он затянется очень надолго. Тем временем наша способность выстоять определяется резервом, подушкой безопасности. Если неприятности будут продолжаться полгода, то этой подушки нам хватит. Если они продлятся до двух лет - как многие предполагают - то нет.

Поэтому то, что делается сейчас - вбрасывание государством денег в финансовый сектор, - это условие необходимое, но явно недостаточное. Хотим мы того или нет, нам придется действовать шире. Например, нужно ограничивать импорт. А также надо регулировать тарифы. Слава богу, мы не члены ВТО и поэтому можем позволить себе больше, чем другие страны.

Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:

- Есть ощущение, что мы не учимся на предыдущих ошибках. Мы третий раз получили рукотворный... я стараюсь уйти от слова кризис. Скажем так - пик психоза. То, что произошло в 1998 году, было сотворено руками ряда наших ведомств и экономистов. Затем в 2004 году мы также раздули психоз на пустом месте. Просто неосторожными высказываниями. Не понимая, что финансовый рынок, в особенности банковский сектор и вкладчики, очень чутко реагируют на любые неосторожные высказывания.

Чем плох психоз? Когда организм в паническом состоянии, стресс дает самые неожиданные проявления. Например, нынешний психоз подошел к тому, что все начали скупать валюту. А это - черная дыра, в которую проваливаются деньги.

Реакция нашего государства на кризис – неадекватная. Оно поддерживает не производство, а сверхприбыли.

Тут возникает такая опасность. Государство будет вливать деньги в банковскую систему. Вкладчики их из нее заберут. И начнут переводить сбережения в валюту, а потом складывать под матрас. Даже не за рубеж! Из-за рубежа эти деньги хотя бы возвращаются в виде инвестиций. А когда их под матрас складывают, это еще хуже. Потому что капиталы полностью вымываются из системы.

Поэтому сегодня наша цель - успокоить людей, устранить психоз. Нам всеми средствами нужно погасить эту ненормальную обстановку.

Валерий Зубов, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

- Еще в 1995 году Евгений Григорьевич Ясин объяснял, что страна стоит перед ключевым выбором. Либо мы удерживаем статистические показатели производства и сохраняем отрасли, но в стране остается старая производственная инфраструктура с устаревшим производством. Либо рушим прежнюю экономику и получаем резкий обвал. Но взамен в стране постепенно создаются инновационные производства. Которые в конечном счете выведут нашу экономику на новую орбиту.

Прошло много лет. Что мы имеем? Вот характерный пример. Несколько дней назад в г. Железногорск прошло важное совещание. Это - один из наших центров производства спутников. Поэтому на совещании присутствовала половина Правительства РФ. Рассматривался вопрос о ГЛОНАСС. На эту систему выделяется очень много денег. А работает она плохо. Даже во время грузинской кампании дала сбой.

И какое же решение предлагается правительству? Первое - добавить в эту структуру еще 100 миллиардов рублей. Второе - создать еще одну госкорпорацию. Под тех же самых людей, тех же инженеров и ответственных лиц, которые уже все провалили.

А рядом, в том же Железногорске, работает частное предприятие. Именно в этот момент, когда идет совещание, оно пытается получить в Сбербанке кредит на 40 миллионов рублей. Сумма - смешно говорить. Но у этого предприятия особые активы. Оно занимается сопровождением трансполярных перелетов, это северный воздушный мост. Оно открыло этот проект на свои частные деньги. Это абсолютно частный инновационный проект. И чтобы удвоить показатели, оно хочет получить кредит, но залога у него нет.

Так вот. Либо мы поддерживаем старую структуру, которая строила, да так и не построила ГЛОНАСС. Либо хоть что-то из тех огромных денег, которые сейчас выдали Сбербанку, ВТБ, Внешэкономбанку, выделим в том числе и на поддержку инноваций. И тогда нашу экономику не надо будет ни от чего спасать. Она спасет себя сама.

Сергей Дубинин, председатель ЦБ РФ в 1995-98 гг.:

- Сегодня во всем мире нарастает тенденция «закрывать» экономики. Но одни и те же слова в России и в мире порой понимают по-разному. Шведы, например, убеждены, что живут в реальном социализме. Но это не значит, что цены на пиво для всей страны определяются кем-то в Стокгольме.

У нас же, как только мы слышим, что нарастают тенденции социализма и огосударствления, сразу появляются деятели, которые говорят: наконец-то, замечательно. Верните Госбанк и скорей начинайте раздавать деньги. А еще нам нужен Госплан и Госкомцентр.

Так что, боюсь, если экономический кризис продлится достаточно долго, в России начнется политическая дискуссия: а не закрыть ли нам экономику от всех влияний извне? И чем тяжелее будет экономическая ситуация, тем больше будет давление в эту сторону.

Владимир Гутник, научный руководитель НИИ внешнеэкономических связей:

- Кризис порождает и будет порождать социалистические тенденции. В политике возобладало мнение, что государство должно усилить регулирование. Даже Саркози заявил, что нужно сформировать экономическое правительство в Европейском союзе и создавать суверенные фонды, которые контролировали бы финансовые потоки.

Наши политики тоже следуют этому примеру и рвутся что-нибудь регулировать. Мне же попытка вмешаться в регулирование реального сектора экономики кажется очень опасной. Вместо новых контрольных и карающих органов мы должны создавать лучшие условия для бизнеса. Это повысит доверие к финансовой сфере и государству в большей степени, чем контроль и вливание денег.

Леонид Григорьев, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа:

- Мы имеем дело не только с кризисом доверия к банкам. Мы столкнулись с кризисом доверия ко всем экономическим гуру. Ко всем, кто создавал правила, по которым жил мир.

Судите сами: поручать решение мировых финансовых проблем американцам сейчас бессмысленно. Они год не могли понять, что происходит с их собственными ценными бумагами. Не менее глупо надеяться на МВФ. У него нет ничего, кроме группы макроэкономистов, которые делают хорошие обзоры.

Поэтому многие экономические правила придется придумывать заново. Для этого нужно создавать новую международную организацию. И сейчас будет проверка: насколько мир на это способен? Могут ли страны поступиться своими интересами для создания работоспособной экономической системы?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram