В чем дело? Откуда такое давление на валютный рынок? Ответ прост и печален, как и многое в истории: от глупости, усугубленной корыстью.
В августе 1998 г., когда после дефолта банковская система России зашаталась, государство влило сотни миллиардов рублей помощи (тогда они были намного более весомы, чем сейчас) в олигархические и государственные банки. Паника и безграмотность не дали проконтролировать использование этих кредитов. Слишком многими чиновниками и банкирами они изначально рассматривались как коррупционные, а отнюдь не «стабилизационные».
В результате рубли хлынули на валютный рынок, обеспечив сначала трех-, а потом и четырехкратную девальвацию. А тогдашнее руководство Банка России, так вальяжно чувствующее себя сейчас на разнообразных теплых местах, в ужасе попряталось. Под телекамеры выпихнули девочку - пресс-секретаря, которая беспомощно разводила руками и удивлялась: «Ну в самом деле, кому же могло прийти в голову, что банки направят рубли, которые мы им дали, на покупку валюты!»
Действительно: такое могло «прийти в голову» только хоть что-то понимающему в рыночной экономике. Прошло десять лет - и Российское государство вновь спасает банки от финансовой катастрофы, хотя и с чудовищным опозданием. В ночь с 18 на 19 сентября после четырехдневного бездействия властей перед лицом нараставшей паники страна оказалась в считанных часах от массового штурма банков вкладчиками.
Эта финансовая катастрофа вновь вызвана не только внешними факторами, но и действиями самого государства. Долгие годы оно выводило из страны заработанные ею деньги и в итоге обескровило экономику.
И вновь, как десять лет назад, поддержка банков не сопровождается контролем за выделяемыми деньгами. И вновь банкиры, насколько можно понять, вполне естественно и предсказуемо направляют часть этой поддержки на скупку валюты - «на всякий случай». Международные резервы Банка России стремительно тают.
Да, денег еще много - «как у дурака махорки». За 2 месяца их объем сократился «лишь» на 66,9 млрд. долл., или 11,2%. Но «махорка» у столь «эффективных» менеджеров, как известно, быстро заканчивается.
Кроме того, значимая часть международных резервов не находится в ликвидной форме. Она вложена в различные финансовые инструменты и не может быть быстро выведена из них и брошена на затыкание расползающейся спекулятивной финансовой «дыры».
Поэтому государство должно немедленно обуздать свои либерально-коррупционные предрассудки и запретить все спекулятивные операции банкам, получающим от него помощь. Контроль за этим сложен, но реален. Иначе рубль может начать ослабляться и к новому году потерять 13-15% своей стоимости, дойдя до уровня 30 руб./доллар.