Былое величие
В СССР «двухколесных коней» клепали в неимоверных количествах. Один Ижевский мотоциклетный завод за 60 лет выпустил более 12 млн. мотоциклов. Так же изготовили по нескольку миллионов «Уралов», «Ковровцев» и «Восходов». Не отставали и братские республики. В советские годы на Украине произвели 3 млн. мотоциклов «Днепр», в Белоруссии - примерно столько же «Минсков».
Увы, сейчас у российских производителей мотоциклов полный провал. Заводы ежегодно разрабатывают новые модели, но спроса нет. Производитель «Уралов» - Ирбитский мотоциклетный завод снизил производство в 50 раз и выживает только за счет зарубежных контрактов. Внутри страны он продает сотню мотоциклов в год. А в Штаты - 2 тысячи. В итоге завод постепенно переходит в иностранные руки. Американцы уже входят в совет директоров предприятия. Если так пойдет дальше, продажа завода американцам - вопрос времени.
Не лучше обстоят дела у «Иж-Мото». В последнее время завод продавал 200-300 мотоциклов в год и едва сводил концы с концами. Весной производство прекратилось окончательно - завод объявили банкротом. 450 сотрудников уволили. «Мы остались вдесятером. Работы нет - в основном следим, чтобы из цехов не пропало оборудование», - сетует директор «Иж-Мото» Сергей Россамахин. Единственная надежда завода - на инвесторов. Чтобы обновить сборочные линии и возобновить производство, нужен 1 млрд. рублей.
Два колеса дороже
Наверное, наши заводы не выдержали конкуренции с двухколесными иномарками? Ничуть не бывало. Большинство иностранцев тоже провалились в России. БМВ продает в наших широтах 100 мотоциклов в год, «Харлей-Дэвидсон» - 250. На коне только мотозаводы из Японии и Китая. Но даже их продажи по сравнению с советскими - капля в море. «Не считая китайских поделок, у нас приобретают менее 10 тыс. новых азиатских мотоциклов в год», - говорит глава отдела маркетинга мототехники «Ямаха Мотор СНГ» Виктор Соловьев.
Выходит, проблема не в конкуренции. Просто россияне перестали покупать мотоциклы. Почему?
Во-первых, по сравнению с советскими временами мотоциклы резко подорожали. В начале 1990-х годов «двухколесный конь» стоил в несколько раз дешевле машины. Сегодняшние цены просто космические. Импортные мотоциклы классических моделей стоят от 300 тыс. рублей. Отечественные - от 200 тыс. рублей. За такие деньги можно купить иномарку.
Во-вторых, купить «двухколесного коня» в кредит сложнее, чем автомобиль. Банки неохотно дают под это деньги. Не меньшая проблема - страховка «двухколесного друга». Мотоциклы попадают в аварии чаще машин, и полис обходится не в 10% стоимости в год, «как у больших», а в 15-20%.
Новые надежды
То, что от мотоциклов отказалось население, еще полбеды. Двухколесных коней перестало закупать государство. В СССР оно приобретало более половины всех мотоциклов. На них передвигались сельские врачи, солдаты, участковые. Сегодня государство закупает для армии и милиции лишь пару сотен мотоциклов в год.
В итоге мотоцикл из стратегически важного средства передвижения превратился в игрушку для узкого круга обеспеченных россиян. По статистике, на руках у населения еще остаются 11 млн. «двухколесных коней». Но почти все они - никуда не годный хлам. Если так пойдет дальше, через несколько лет от нашего «двухколесного» парка ничего не останется. Но может статься, хоронить российский мотоциклетный рынок еще не время.
Во-первых, несмотря на дороговизну, все больше россиян могут позволить себе приобрести мотоцикл. С каждым годом число проданных в России «двухколесных коней» растет на 25-30%. Во-вторых, понемногу увеличивается госзаказ. Например, уже в нынешнем году на мотоциклы пересядут подмосковные милиционеры, патрулирующие федеральные трассы.
Конечно, вряд ли мотоциклы в нашей стране будут столь же популярны, как в США и Европе. Климат не тот. Но, как считают эксперты, достичь хотя бы половины европейских продаж все же возможно. А там, глядишь, начнется и возрождение российских производителей.