Век скоростей
РЖД 15 лет строила планы по возведению скоростных магистралей. А вот сами дороги прокладывать не спешили. С одной стороны, наших железнодорожников подтолкнула к новым свершениям неловкость перед зарубежными коллегами. Как-никак, в Европе, США и даже Китае поезда, двигающиеся со скоростью 200-300 км/ч, давно стали обыденностью.
С другой стороны, уж очень дорого в российских условиях обходится даже незначительное ускорение поездов. Насколько? В нынешнем году железнодорожникам с огромным трудом удалось поднять среднюю скорость пассажирских составов с 88 до 89 км/час. Это влетело в... 73,5 млрд. рублей. Эти деньги пошли на ремонт 12 тыс. км путей.
Недешевый получается «разгон». Вроде бы куда уж тут до скоростных составов? Но у РЖД нет выбора. Недавно правительство приняло «Стратегию развития железнодорожного транспорта». По ней в ближайшие 20 лет в стране должны появиться 11 тыс. км скоростных путей. Это восьмая часть всей протяженности нашей «железки», не считая ведомственные рельсы.
Правда, это будут не совсем те пути, что в Европе. «Есть два типа скоростных сообщений. До 160-200 км/ч поезда можно разогнать, просто модернизировав существующие рельсы. А вот если нужны еще большие скорости, придется строить принципиально новое полотно», - объясняет вице-президент РЖД Олег Мороз.
Основное отличие сверхскоростных дорог - используемая в рельсах сталь. Нужен особо прочный материал марки Р65. Но вот беда - отечественные металлурги такую не выплавляют. Поэтому рельсы для первой скоростной трассы Хельсинки - Петербург РЖД пришлось покупать за границей. Ни много ни мало - 20 тыс. тонн. Впрочем, российские сталевары не долго оставались в пролете. Компания «Северсталь» прикинула объем возможных заказов. Да и купила с потрохами итальянского производителя сверхпрочных рельсов - фирму «Луккини». Ее технологии уже осваивают на отечественных предприятиях. Так что пути, по которым пойдут поезда будущего, все-таки будут российские.
Золотой билет
Похожая история - с поездами для скоростных составов. Первые восемь быстроходных локомотивов РЖД закупила у компании «Сименс». Это обошлось в 25 млрд. рублей. Экспрессы с максимальной скоростью 330 км/час назвали «Веларо Рус». Вагоны - двухэтажные, все места - сидячие, кресла - как в самолете. Да и интерьер - как у «космического корабля». Такой поезд легко пройти насквозь от первого до последнего вагона. Полупрозрачные двери, разделяющие тамбуры, открываются автоматически. Даже вода в санузле начинается литься, стоит лишь поднести руку к крану. В общем, нашим электричкам до таких составов - как до Луны.
Хорошо бы еще, чтобы огромные деньги, в которые обходятся поезда будущего, остались в России. Для этого железнодорожники решили перейти на самообеспечение. Они учредили совместное предприятие с «Сименсом». Составы будут собирать на «Московском локомотивном заводе». РЖД внесло свою долю производственными мощностями, а немцы поделились технологиями. Важный момент - доля российских комплектующих в скоростных поездах должна составлять 45% в 2010 г. и 70% в 2015 году. В общем, локомотивы в целом тоже будут отечественные.
Не менее животрепещущий вопрос: где пройдут скоростные пути? Пока что в РЖД определились с тремя трассами. Они соединят Москву с Петербургом, Сочи и Нижним Новгородом. Первым заработает питерское направление. По нашим данным, поезда «Веларо Рус» начнут курсировать по нему уже в середине следующего года. Правда, до максимальной скорости в 330 км/ч они разгонятся не сразу, а по мере обновления рельсов.
Немало шансов, что такие же дороги соединят столицу с Курском, Ярославлем и Саратовом. Также в РЖД прорабатывают варианты строительства путей до Самары и Краснодара. Важно, что Москва не будет единственной точкой, в которой сойдутся все скоростные трассы страны. Такие пути нужны также между Самарой и Волгоградом, Екатеринбургом и Челябинском.
И наконец, самый интересный момент - насколько доступным будет путешествие по железке с ветерком? Вот тут порадовать пока нечем. Конечно, пока дороги не открыты и даже не достроены, никто не станет назначать цену билетов. Однако имеющаяся у нас информация не обнадеживает. На направлении Москва - Петербург стоимость билета в одну сторону на первых порах может составить 4-5 тыс. рублей. Это мировой рекорд. Наши билеты получаются почти в два раза дороже, чем выходит путешествие скоростным поездом на то же расстояние в Европе.
Понятно, что РЖД нужно отбивать гигантские вложения. По оценкам экспертов, дороги нового поколения начнут работать в плюс только через 25-30 лет после открытия. Но все-таки социальное значение таких путей явно перевешивает коммерческое. Их основная цель - не принести прибыль, а стянуть страну, сделав людей из разных регионов ближе друг к другу. Так что будем надеяться, что с ценой билетов РЖД займет разумную позицию.