Аргументы Недели → Экономика № 36(122) от 04.09.2008

В гарантии поставили точку

, 17:40 , Обозреватель отдела Экономика

Россияне живут в потребительском раю. Правда, большинство об этом не догадывается. В конце прошлого года депутаты приняли революционные поправки в Закон «О защите прав потребителей». Документ стал одним из самых щадящих в мире по отношению к покупателям и очень жестким – к продавцам. Но, как показало расследование «АН», в массе своей население так и не научилось пользоваться новыми правами.

Простые принципы

В редакцию «АН» приходят письма с жалобами на выкрутасы магазинов и ремонтников. Чем больше их читаешь, тем яснее становится, что строгость нового закона производители и продавцы компенсируют его повальным неисполнением. Так – по всей стране, но особенно сильно страдают люди в регионах.

«Весной у меня сломался практически новый телевизор. Мы живем далеко от райцентра. С немалыми трудами пришлось тащить его в ремонт за 200 километров. В сервисе телевизор чинили 3,5 месяца. Когда вернули, он так и остался неисправным. И это еще что. При мне женщина забирала музыкальный центр. Его ремонтировали полгода – говорят, ждали деталей», – пишет наша читательница из Нижегородской области.

Тут – просто образцовый букет нарушений. Начнем по порядку. В новом потребительском законе заложены две ключевые идеи.

Во-первых, он наконец-то защитил права тех, кто живет вдалеке от «очагов цивилизации». Раньше никто не задумывался, каково обитателям глубинки, у которых внезапно накрылся только что купленный холодильник или автомобиль. Пусть починка бесплатна. Но как и за чей счет везти «бандуру» в ремонт за тридевять земель?

Потребительский закон у нас – лучший в мире! Осталось научиться отстаивать свои права.

С нового года ситуация прояснилась. Все транспортные расходы оплачивает провинившаяся сторона. Это либо продавец, либо производитель, либо импортер товара. При необходимости придется раскошелиться на дорогу в обе стороны – в ремонт и обратно. Правда, это относится не ко всем товарам, а только к тяжелым или крупногабаритным. К счастью, критерии габаритности очень щадящие. Продавец обязан заплатить за доставку, если вещь весит больше пяти килограммов.

Во-вторых, законодатели дали по рукам мастерским, которые сплошь и рядом затягивали ремонт, насколько заблагорассудится. Обычным оправданием служила фраза: «Ждем запчастей». К некоторым мастерам эти части добирались неделями, а к кому и по нескольку месяцев…

Конечно, производитель обязан увеличить гарантию на тот срок, который вещь провела в ремонте. Но это слабое утешение для тех, кто надолго остался без новой покупки. Теперь же никакие оправдания не помогут до бесконечности «тянуть кота за хвост». Закон установил четкий срок – любой, сколь угодно сложный ремонт должен длиться не более 45 дней. Причем мастерским заранее перекрыли две хитрые лазейки. Прежде всего дни исчисляются, включая праздники и выходные. Кроме того, закон отдельно оговаривает, что «отсутствие необходимых запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не освобождают от ответственности за нарушение срока ремонта».

Тут возникает вопрос: что будет, если гарантийщики все-таки затянут сроки? Их можно бить рублем. И немалым: за каждые сутки ремонта сверх срока в 45 дней продавец или изготовитель попадает на неустойку в 1% от цены товара. Иными словами, если поломавшуюся покупку продержат в сервисе лишний месяц – вы получите назад почти треть ее цены.

Деньги на бочку

Особенно приятное новшество – право на возврат денег за излишне «ломучий» товар. Бывает, что вещь починили, а вскоре она снова накрылась. И так – до бесконечности. Теперь, если в течение года товар в общей сложности пролежал в ремонте больше месяца, можно смело идти в магазин и требовать «деньги на бочку».

И это еще цветочки. Кому хочется сидеть законные 1,5 месяца без телевизора или стирать белье руками? Теперь это тоже – головная боль продавцов. На время ремонта они обязаны бесплатно выдать «товар с аналогичными потребительскими свойствами». Как поясняют юристы, подменная техника может быть подешевле и попроще. Но в целом она обязана соответствовать сломавшемуся аналогу. Например, у телевизора должна быть такая же или большая диагональ, а у стиральной машины – та же вместительность.

Исключений тут немного. По понятным причинам продавцы не обязаны выдавать на замену электроприборы индивидуальной гигиены – бритвы, фены или щипцы для завивки волос. Также их избавили от необходимости подменять дорогой товар – мебель, мотоциклы, прицепы и автомобили.

Зато машину можно вернуть в салон в течение 15 дней после покупки! Для этого достаточно найти в ней любой, сколь угодно малый изъян. Барахлит печка, не нагревается прикуриватель, скрипит салон или плохо закрывается бардачок? Значит, вы имеете право на возврат денег за автомобиль.

Это революционное для нашей страны правило распространяется на любой «технически сложный» товар. Раньше у продавцов в этом отношении были счастливые деньки. Давным-давно они пролоббировали удобную для себя поправку к Закону «О защите прав потребителей». Она позволяла не возвращать деньги за неисправные автомобили, бытовую технику и электронику. Если те хоть как-то работали, пусть и через пень колоду, незадачливых клиентов можно было отправлять прямиком в сервис. Со всей вытекающей нервотрепкой…

Теперь отвертеться не выйдет. Как не получится у продавцов откосить и от обязанности по возврату денег за мобильные телефоны, видео- и фотокамеры, часы и прочую сложную технику. Причем – в течение всего гарантийного срока. Эти товары не считаются «технически сложными». Значит, если покупатель обнаружил в них «скрытый недостаток», он может вернуть свои кровные.

В общем, потребительский закон у нас – лучший в мире! Осталось сделать так, чтобы люди научились качать свои права. Тогда, глядишь, и брака на прилавках станет гораздо меньше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram