Отсель грозить мы будем…
К 2015 г. регион получит опорную транспортную магистраль, которая пройдет по территории нового горнорудного района – вдоль восточного склона Уральских гор от Свердловской области практически до побережья Северного Ледовитого океана. Параллельно с железнодорожными путями предусмотрено строительство автодороги.
Главные запасы полезных ископаемых, «разведанных и неразведанных», как сказал Петр Латышев, полномочный представитель Президента РФ в УФО, находятся в этой зоне. Например, железной руды здесь достаточно, чтобы удовлетворять потребности всей промышленности России в течение 300 лет… Похожие данные по энергетическим углям. У страны появится возможность отказаться от импорта марганца, хрома и целого ряда полезных ископаемых.
Информация о проекте расползается по миру. Международные структуры заметно оживились, почувствовали перспективы – это реальный сектор экономики. Сейчас ведется работа с 84 инвесторами! И с почти 20 крупнейшими зарубежными компаниями. К настоящему времени соглашения по проекту «весят» 176 млрд. рублей. Ожидаемая сумма «подписанных» инвестиций к 1 января 2009 г. – около 240 млрд. рублей.
Первый этап в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает привлечение 350 млрд. рублей.
Подключение к проекту Курганской, Свердловской и Челябинской областей ожидается в ближайшее время. «Урал промышленный – Урал Полярный» им выгоден в первую очередь. И вот почему. Перерабатывающая промышленность и машиностроение на Урале, основная база российской индустрии, продолжает стагнировать. Вклад уральского машиностроения и металлообработки в российском экспорте едва превышает 2%! И инвестиции в этот сектор нищенские – 2,6% от общего объема.
Близость к сырьевым богатствам нового горнорудного района даст промышленности экономию в 6,5 трлн. рублей! Проект сам формирует заказ изнывающим от безденежья заводам. Предстоит построить 188 мостов, 3500 км железнодорожных рельсов, кабели, трубы, экскаваторы, комплексы горного оборудования… «Курганстальмост» строит производство в Тюмени, «Евразхолдинг» на базе Нижнетагильского металлургического комбината разворачивает производство 50‑метровых рельсов по технологии своих японских партнеров – ранее рельсы такой длины у нас в стране не выпускались. И субъектам Федерации хорошо – растет налогооблагаемая база.
Комплексный проект
ОСОБЫЙ упор сделан на развитие территорий, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа. А губернатор Югры Александр Филипенко несколько раз акцентировал внимание присутствующих: есть первая конкретная сделка по инвестированию в конкретный горный проект, на конкретном месторождении!
В Югре взялись потеснить нефтяной сектор: к 2020 г. снизить его долю до половины в объеме валового регионального продукта. Переработка в районах добычи гарантирует наилучший экономический результат. Это касается и лесных ресурсов, и более 70 видов полезных ископаемых приполярного Урала, в том числе очень востребованных редкоземельных. Древесину будут не просто заготавливать и продавать, а перерабатывать на месте.
Главный социальный эффект для Югры от мегапроекта – это возможность «разложить по корзинкам» свое будущее. Удастся обеспечить диверсификацию ВРП – и полтора миллиона жителей региона «могут спать спокойно». И работать.
Сегодня речь шла об освоении богатейших ресурсов совершенно незаселенного Березовского района Югры. «Социальная инфраструктура обязана чуть опережать строительство производственных мощностей» – руководство округа жестко стоит именно на такой позиции. От проекта только в одном районе ждут до 60 тыс. рабочих мест, что с учетом семей предполагает около 150 тыс. новоселов. А вот графики развития горнодобывающего комплекса и транспортной инфраструктуры должны быть параллельны – только так можно повысить эффективность проекта.
Свою подпись под соглашением с «Корпорацией Урал Промышленный – Урал Полярный» от имени Ханты-Мансийского автономного округа губернатор Филипенко ставил с легким сердцем. Это было заметно.