ЗАПАСОВ нефти у Грузии – кот наплакал. Не хватает даже на внутренние нужды. Правда, есть немного газа. Силами американской компании «Канарго» его добывают на месторождении Hиноцминда. Но тамошнего потока голубого топлива хватает лишь на отопление ближайших сел. Зато теоретические запасы Кумисского месторождения достигают 50 млн. кубометров. Хотя добраться до них непросто. У грузинского государства нет денег на разработку, а отдавать газовую кубышку в чужие руки неохота.
Но «вдруг» нашелся козырь – географическое положение страны. К западу от Грузии расположены турецкие порты, из которых нефть можно транспортировать в Европу. К востоку от Тбилиси – богатейшие нефтегазовые месторождения Каспийского моря с общими запасами 20 млрд. тонн. Соседний Азербайджан качает из Каспия… 85% своего экспорта.
В общем, с географической составляющей все понятно. Осталось разобраться с политическими моментами. Традиционно азербайджанцы перекачивали свою нефть по российскому трубопроводу Баку – Новороссийск. Ничто не мешало делать это и дальше, но тут в дело вмешалась геополитика. Уже в начале 1990-х гг. в Баку зачастили представители крупнейших американских нефтяных компаний. Все они продвигали одну мысль – нужно в обход России построить систему транспортировки азербайджанской нефти к европейским потребителям. Миссионеры не скрывали, что один из основных доводов в пользу строительства – возможность подложить большую свинью нашей стране. По расчетам экспертов, из-за транскавказской трубы Россия потеряет доходы от транспортировки в размере… 200 млн. долл. в год. Заодно, кстати, страдала Украина, поскольку каспийская нефть текла в обход маршрута Одесса – Броды.
Американцы окрестили проект «новым шелковым путем» но в действительности он выглядел весьма сомнительно.
Во-первых, смущает цена вопроса – каких-то 4 млрд. долларов. Во-вторых, добываемых в Азербайджане объемов нефти не хватает, чтобы окупить трубопровод. В-третьих, труба, получившая название Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), проходит по территории Азербайджана и Грузии, а заканчивается в турецком средиземноморском порту. Ясно, что Грузия – самое слабое звено цепи.
Тут-то нефть и смешалась с политикой. Американцы надавили на Баку, и в 2003 г. строительство азербайджанского участка трубы все-таки стартовало. Такой бизнес не терпит рисков, поэтому закладка первого камня поразительным образом совпала с так называемой грузинской революцией роз, которую возглавил Михаил Саакашвили. В 2005 г., когда он уже был президентом, открыли и грузинский сегмент нефтепровода…
Через год заработала и вторая – газовая труба «Баку – Тбилиси – Эрзурум». Грузия, ранее получавшая газ из России, переключилась на азербайджанские поставки исключительно из политических соображений. А вот экономическая выгода сомнительна.
На торжествах по случаю открытия трубы грузинский президент пообещал, что за 40 лет эксплуатации БТД и БТЭ принесет Грузии 2,5 млрд. долларов. Но действительность откорректировала эти обещания.
Во-первых, оба трубопровода трясет от череды взрывов и аварий. Это резко снижает их рентабельность. Во-вторых, перекачка нефти через территорию Грузии по-прежнему невыгодна. Чтобы окупить проект, по трубе нужно гнать в разы больше нефти, чем способен поставить Азербайджан. Баку, правда, подписал соглашение с Казахстаном. Астана пообещала запустить в БТД часть своей нефти. Но, учитывая, что Казахстан вскоре планирует начать поставки черного золота в Китай, товара может на всех не хватить. В-третьих, Россия совершила газовый демарш. «Газпром» объявил, что готов покупать весь добываемый в Азербайджане и Туркмении газ. Если соглашение будет подписано, грузинский участок газопровода просто пересохнет...
В общем, с коммерческой точки зрения обе грузинские трубы оказались сомнительными проектами. Оно и ясно: по ним течет не столько нефть, сколько политика.