Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 32(118) от 07.08.2008

Страну накрыло снеком

, 19:19

Голливуд на Чудском озере

 ДАВНО известно, что снеки – такая же вредная пища, как гамбургеры и картофель фри. Они безумно калорийны, в них катастрофически много жиров и соли. Еще опаснее содержащиеся в закусках ароматизаторы и пригоревшее масло. Например, при обжарке чипсов и сухариков образуется канцероген под названием «акриламид». Если их готовят на маргарине, в составе появляются трансгенные жиры – основной враг сердца и сосудов.

 Поэтому под давлением медиков европейские производители снеков постепенно переходят на безвредные технологии. Они разрабатывают новые способы обжарки, отказываются от модифицированных жиров. Но многие наши снекоделы по-прежнему гонят продукт по опасным рецептам. Они и сами признают, что товар содержит акриламид и трансгены.

 К сожалению, потребителей это не смущает. Рынок «отравы в пакетиках» в России растет на 10–15% в год. Главная причина популярности снеков – агрессивная реклама. Производители «фасованного зла» входят в число крупнейших рекламодателей на нашем телевидении. Половину рынка оккупировала пятерка крупных компаний. Это западные «Фрито-Лэй», «Крафт» и «Бриджтаун», а также отечественные «Сибирский берег» и «Русскарт». У каждого из этих закусочных гигантов хватает денег даже на то, чтобы снимать в своих роликах голливудских звезд. Например, «Сибирский берег» недавно вел переговоры о рекламе сухариков с Джимом Керри.

 В свою очередь, иностранные концерны все активнее эксплуатируют «русскую тему». Глядя на актеров, побеждающих шведов на Чудском озере с пакетиками сухариков в руках, легко поверить, что этот продукт – российский. На самом деле его изготавливает компания «Фрито-Лэй», принадлежащая «ПепсиКо».

Желто-полосатый рейс

 НА КОНУ стоят огромные деньги. По данным компании «Нильсен», россияне ежегодно тратят на снеки 45 млрд. рублей. Эта продукция приносит не менее… 300% прибыли.

 «АН» провели расследование: откуда берется «сушеная отрава» и сколько производители зарабатывают на самых популярных видах снеков. Выяснилось, что выгоднее всего выпускать те закуски, которые преподносятся как «традиционно российские».

 Лидируют по барышам сухарики и семечки. На семечках, которые в розницу стоят от 5 руб. за 100 г, зарабатывают 1000%. Считайте сами: оптом семена подсолнечника стоят не более 5 тыс. руб. за тонну.

 То же – с сухарями. В магазине 40 г сухариков продают по 5–8 рублей. Из стандартной 450-граммовой буханки хлеба можно сделать 5 таких порций. Конечно, мало кому приходит в голову сушить сухари из свежего хлеба. Некоторые производители по 2–3 руб. покупают неликвид и нераспроданные запасы черствых буханок. Так что прибыль от сухарей превышает 500%. Потому-то они и не дорожают, несмотря на постоянное повышение стоимости зерна.

 Еще одно золотое дно для производителей снеков – кальмары и мелкие рыбешки. Их даже не нужно высушивать. Эта продукция уже готовой едет к нам из Юго-Восточной Азии. В России ее только фасуют в красивые пакетики. Например, готовую стружку кальмара привозят из Китая. Оптом она стоит 150 руб. за килограмм. В розницу кальмары продаются по 20 руб. за 40-граммовый пакетик. Выходит, этот золотой моллюск приносит до 400% прибыли.

 Не меньше напаривают на рыбках. Азиатские анчоусы оптом идут по 100–120 руб. за килограмм, 70-граммовый пакетик в магазине стоит 18–20 рублей. Чуть ниже прибыли от желтого полосатика. Этого родственника нашей ставриды везут из Таиланда. Красная цена ему – 240 руб. за килограмм. В розницу 40 г полосатика обходятся в 25 рублей.

 Полезной азиатскую рыбку тоже не назовешь. Она полна соли, которая вредна для сосудов и почек. А вместо копчения в анчоус и полосатик впрыскивают химическую добавку – так называемый жидкий дым.

 Получается, что корпорации зарабатывают огромные деньги на том, что втюхивают населению вредный продукт. И конца этому не видно. Эксперты в один голос подтверждают, что потребление снеков растет бешеными темпами. Сейчас в нашей стране съедают по 3 кг снеков на душу населения в год. Но, по прогнозам, вскоре потребление достигнет 10 килограммов. Вот уж тогда проблема массового ожирения встанет перед нами в полный рост. Может, хотя бы Роспотребнадзор успеет вмешаться?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram