Аргументы Недели → Экономика № 31(117) от 31.07.2008

ОСАГО в осаде

, 19:26

Подсчет убытков

 ПО ОПРОСАМ, половина автовладельцев считают, что система ОСАГО неэффективна. Страховые компании часто играют не по правилам: затягивают выплаты, сильно занижают ущерб. Было немало случаев, когда за дорогую иномарку, разбитую в аварии в хлам, предлагали издевательскую компенсацию в 60–100 тыс. рублей. Не нравится – обращайтесь в суд.

 Так что страховщикам вроде бы грех жаловаться на жизнь. Да и с финансами у них все в порядке. В прошлом году они получили 42% прибыли. Правда, страховые компании в один голос утверждают, что нынешняя «вольница» скоро кончится.

 Они из раза в раз повторяют как заклинание две жалобы. Во-первых, расходы на ОСАГО растут быстрее, чем прибыли. Сборы с автовладельцев «прибавляют» 8–11% в год, а выплаты пострадавшим – 20–30% в год. Значит, рано или поздно страховые компании начнут отдавать больше, чем получают. Если верить отчетам, в 50 регионах страны ОСАГО уже на грани убыточности. Особенно плохи дела в Ростове-на-Дону, Новосибирске и Нижнем Новгороде.

 Во-вторых, некоторые автостраховщики уже «деранули» из бизнеса. В стране работали 170 продавцов ОСАГО. В прошлом году от автогражданки отказались 15 компаний. По прогнозам, в 2008-м лицензии на ОСАГО сдадут еще 10–15.

 У страховщиков на все проблемы один ответ – надо повышать ставки. Ни много ни мало на 40–50%. Федеральная служба страхового надзора согласна увеличить тарифы. Но лишь на 20%. На первый взгляд ход резонный. Тарифы на ОСАГО не менялись 5 лет, а инфляция все это время не успокаивалась. Но так ли страшен кризис, как его малюют? «АН» провели собственное расследование.

В поисках «халявы»

 ПРЕЖДЕ всего подозрительным выглядит резкий рост выплат по ОСАГО. Число аварий в стране в последние годы не увеличилось. Размер предельных выплат не менялся. Правда, с марта 2008 г. он претерпел небольшой «тюнинг». Раньше, сколько бы машин ни участвовало в аварии, страховая компания платила максимум 240 тыс. руб. на всех пострадавших. Теперь установили индивидуальный лимит выплат – до 160 тыс. руб. каждому.

 Страховщики немедленно заявили, что повышение лимитов их разорит. Не тут-то было! Мы провели свой подсчет. Выяснилось, что на деле страховые компании стали платить даже меньше. Статистика знает все: в нашей стране ДТП, в которых страдает много людей, редки. В среднем в аварии получают травмы 1,4 человека. Значит, на практике максимальная компенсация пострадавшим в аварии… снизилась с 240 до 224 тыс. рублей.

 Может быть, страховщиков подкосила инфляция? Ничуть не бывало. Оказывается, несмотря на подорожание деталей и услуг автосервисов, средняя компенсация по ОСАГО за год выросла на 3%. В I квартале прошлого года она составляла 22,5 тыс. руб., в I квартале 2008‑го – 23,3 тыс. рублей.

 Выходит, дела вовсе не так плохи, как утверждают страховщики. И главное, тот факт, что поляну покинули 15 компаний, не означает, что автогражданкой заниматься невыгодно. Скорее всего, беглецы просто работали спустя рукава.

 Последний аргумент сторонников повышения тарифов – высокие ставки на автогражданку в Евросоюзе. Наши страховщики равняются на европейскую систему. В ЕС нет единого тарифа, автогражданка там обходится в 350–1500 евро в год.

 Однако же в Европе за эти деньги предлагают услуги, которые нашим водителям и не снились. По системе «зеленая карта» любой европейский автолюбитель застрахован в 44 странах. Он получит компенсацию, даже если попадет в аварию в Иране или Тунисе. Выплаты пострадавшим – тоже не чета нашим. Например, в Германии «потолок» компенсаций за ущерб здоровью – 2,5 млн. евро. В Великобритании и Франции вообще нет ограничений.

 Но главное – в странах ЕС страховым компаниям не удается наживаться слишком сильно. В ЕС автогражданка считается социально значимым видом страхования. Поэтому местные страховщики работают за 5–10% прибыли. В России даже Федеральная служба страхового надзора почему-то считает, что наши страховые компании должны зарабатывать на ОСАГО не менее 20%.

 В общем, как ни крути, выходит, что наши «осажники» хотят работать так же плохо, как раньше, а получать за это много больше. Не пора ли им прекратить жалобы? Если уж они мечтают, чтобы у нас было, как в Европе, им стоит начать с себя. Прежде всего – подтянуть качество работы до «человеческого» уровня.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram