Каждый россиянин ежегодно съедает 5 кг грибов. Это на 2 кг больше, чем европейцы и американцы. Но отечественные производители умудрились прошляпить этот огромный рынок. В магазинах российские грибы ютятся по дальним полкам. Из «нашего» можно купить разве что разносолы. Да и те часто оказываются китайскими подделками.
Грибные угодья
ПРЕДСТАВЬТЕ, что российские грибы стали таким же желанным во всем мире деликатесом, как черная икра. Французы и американцы гоняются за банками маринованных груздей и сушеными белыми и готовы платить за них любые деньги… Смех смехом, а, например, финны покупают в Карелии у местных жителей грибы по 5—10 евро за килограмм.
Раскошеливаться за наши дары лесов в мире готовы. Значит, мы упускаем отличную возможность. С грибами России повезло не меньше, чем с нефтью. Дело в том, что в США и Европе грибы не собирают, а выращивают на плантациях. Отсюда – отсутствие выбора. На фермах хорошо разводить только шампиньоны и вешенки. У нас же – более 100 видов съедобных грибов. Они растут на 60% территории страны – везде, где есть лес. Даже в тундре можно собирать подосиновики!
Неудивительно, что российский грибной урожай – самый богатый в мире. Для сравнения: ежегодно на планете выращивают по 2 млн. тонн шампиньонов и вешенок. А у нас собирают по 500—700 тыс. тонн самых разнообразных грибов. На Западе наши белые, грузди и подосиновики точно стали бы деликатесами. Казалось бы, при таком раскладе российским производителям и карты в руки…
Но не тут-то было. В промышленных масштабах в стране заготавливают только 20 тыс. тонн грибов в год. Девять десятых грибной продукции на полках – иностранного производства. Грибы к нам везут из Китая, Индии, Литвы, Голландии... А вот дары родных лесов в магазинах почти не представлены. В чем дело?
Прежде всего, у отечественного производителя не задались дела с самой массовой продукцией – шампиньонами. Эта проблема досталась в наследство с советских времен. В те времена грибных ферм не строили. Потому что население и без того сдавало государству на переработку грузди и рыжики в астрономических количествах. Но теперь грибники предпочитают торговать излишками самостоятельно – на рынках или у дорог.
Ситуацию можно было бы исправить, построив грибные фермы. «Это пытались сделать еще в конце 1970-х годов. Тогда открыли два шампиньонных хозяйства. Но они выращивали менее 2 тыс. тонн грибов в год», – сетует начальник шампиньонного комплекса ЗАО «Приневское» Ольга Селиванова.
Не тот вкус
ВПРОЧЕМ, за последние 15 лет сделать удалось немало. В стране появилось более ста грибных хозяйств. Самые крупные – в Поволжье и Подмосковье. Постоянно строятся новые предприятия. Например, под Самарой скоро заработает ферма-гигант мощностью 6 тыс. тонн шампиньонов в год. Это разом увеличит их производство в стране на 50%. Но и проблем у «грибоделов» хватает.
Во-первых, в России – дефицит компоста. «Без него шампиньон не вырастить. А на всю страну – один специализированный производитель в Подмосковье», – сетует глава Школы грибоводства Александр Хренов. Поэтому хозяйствам приходится втридорога закупать компост в Голландии и Польше.
Во-вторых, аграриев подвели отсталые технологии. Средняя урожайность шампиньонных хозяйств в России – 20 кг с 1 кв. м компоста. В Польше собирают 26 кг, в Голландии – 32 килограмма.
Но в целом наши фермы справляются. Если производство шампиньонов в России будет расти теми же темпами, что и сейчас, лет через 10 наши производители смогут на равных конкурировать с импортерами.
Но грибные фермы – только полдела. Урожай надо еще переработать. Россияне покупают свежими только треть грибов, остальное – замороженные полуфабрикаты и разносолы.
Казалось бы, на разносолах-то отечественным фабрикам и развернуться! В какой еще стране умеют так вкусно засаливать грузди и закатывать маслята? Но доля российских грибных маринадов не превышает 3%. Остальное – импортный товар. В основном китайский и польский.
Чаще всего россияне покупают продукцию из Поднебесной. Уж больно она дешевая. Четырехсотграммовая банка китайских опят стоит 30—40 рублей. Отечественные лесные опята дороже – 50-60 рублей. Однако, купившись на дешевый азиатский товар, можно стать жертвой мошенничества. «Китайцы часто выдают за опята гриб, который называется «намека». А вместо груздей в банки кладут «шиитаки» – этот гриб не имеет с нашим груздем ничего общего. В жареном виде он популярен в Японии и Китае. Но в маринаде его есть невозможно», – сетует коммерческий директор ЗАО «Экопродукт» Ринат Мухамедшин.
Вкус у китайских солений совсем не тот… Но, похоже, наши сограждане согласны питаться фальшивыми груздями. С каждым годом они потребляют все меньше отечественных разносолов и все больше – импортных. По тому же принципу покупают замороженные грибы. Население предпочитает польские шампиньоны и вешенки, а на отечественную «заморозку» приходится лишь десятая доля рынка.
Так что население России… забыло о дарах родных лесов. Сейчас грибной рацион горожанина – тот же, то и на Западе. На шампиньоны приходится 60-70% «промышленного» рынка грибов, на вешенки – 15-20%. Может, хотя бы нынешний богатый урожай поможет нам вспомнить вкус белых, подосиновиков и маслят?