Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 29(115) от 17.07.2008

Вице-премьер пристрастился к мясу

, 21:18

Лукавые цифры

 Г-Н ЗУБКОВ забеспокоился, что в Россию «прет все больше импортного мяса». Он хочет перекрыть поток. Технология отработана давно и до блеска. Своего мяса нам пока не хватает. Но внутреннее производство постоянно растет. Отчасти и потому, что шестой год подряд власти удерживают импорт, ограничивая его квотами на поставки. Правда, чтобы не задирать цены внутри страны, таможня пропускает «квотированные» мясные горы по льготному тарифу - четверть от стоимости.

 Российские крестьяне тоже не в накладе. Они продают товар по цене, близкой к мировой. На долю отечественных хозяйств приходится уже более половины мясного рынка. Однако на случай, если наши аграрии вдруг не справятся и перед страной замаячит призрак мясного дефицита, существует запасной вариант. Мясо можно завозить сверх квот. Но платить на таможне за него надо больше - 60%. Вот эту лазейку и хочет перекрыть вице-премьер. Поставки по квотам останутся, а сверхплановое мясо запретят.

 Первый вопрос: кому это выгодно? При ближайшем рассмотрении оказывается, что г-н Зубков несколько лукавит. «Импорт, и правда, вырос, но только по свинине», - констатируют в Мясном союзе России. С начала года поставки мяса хрюшек подскочили на треть. С другой стороны, ввоз говядины упал на 5%, а птицы - топтался на месте. Эксперты уверены, что все это никак не повлияет на те рекорды, которые много лет подряд ставят российские крестьяне. По прогнозу Минсельхоза, в нынешнем году они в очередной раз резко нарастят производство птицы и свинины на 10-20%.

 Значит, сторонниками запрета движет иной интерес. Какой именно? Чтобы понять это, стоит присмотреться, как устроена система квот. Она далеко не идеальна. «Такое ощущение, что квоты распределяются от балды. Они не отражают ни возможностей стран-поставщиков, ни реальных потребностей российского рынка», - кипятится руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

 Но мясные чиновники считают иначе. Почему? Во-первых, квоты - отличная кормушка для властей предержащих. Представьте: есть огромный и очень прибыльный бизнес. По данным Мясного союза России, в прошлом году население потратило на свинину и говядину 400 млрд. руб., а на курятину - 180 млрд. рублей. Половина денег досталась импортерам. Но чиновники пускают в этот бизнес не всякого, потому что квот на всех желающих не хватает...

 Во-вторых, когда в 2003 г. вводили систему квот, ее авторы открыто лоббировали интересы производителей из США. Американцы опасались, что с их курятиной начнет конкурировать более качественная продукция из других стран. Поэтому предложили ввести квоты и распределять их по «историческому и страновому» принципу. Мол, если окорочка Буша долгие годы занимали 80% нашего куриного импорта, то и в дальнейшем им надо отдавать приоритет. Правительство согласилось, последствия этого мы пожинаем по сей день. На долю американской курятины приходится 75% квот на птицу.

Занесли кому надо?

 В-ТРЕТЬИХ, из-за квот мясо дорожает. Вот только один пример. Почти все квоты на поставки говядины достались европейским странам. Но их товар - самый дорогой в мире. К тому же европейцы просто физически не в состоянии продать нам нужное количество говядины. С другой стороны, Бразилия и Аргентина производят не менее качественное, но более дешевое мясо. Квот они не получили. Реально поставки мяса к нам все равно идут из Латинской Америки. На таможне эта говядина резко дорожает, потому что за нее надо платить по заградительной ставке.

 Получается, что, ограничивая импорт, чиновники пекутся не только о развитии производства внутри страны. Возможно, они хотят заодно поднять цены на мясо в России и сделать их выше мировых. Этому есть лишь два возможных объяснения. Первое: разбогатевшее на подорожании продовольствия аграрное лобби скинулось и занесло кому надо и сколько положено. После чего правительство сделало честные глаза и... Но мы эту версию с негодованием отвергаем, потому что у нас такого не бывает.

 Вариант второй: правительству принесли доклад с реальными, а не официальными данными по инфляции. После чего оно сделало круглые глаза... А потом решило: гулять так гулять. Раз уж цены все равно пошли вразнос, подорожания мяса на этом фоне никто и не заметит. Зато отечественный производитель заработает.

 Мораль такова. Оба варианта население явно не устраивают. Мы безумно гордимся успехами российских аграриев. И будем счастливы, когда они сначала полностью вытеснят мясной импорт из России, а затем начнут сражение за мировой рынок. Поэтому мы готовы платить за их товар по мировым ценам. Потому что мы верим, что эти деньги не осядут в офшорах, а пойдут на строительство новых хозяйств и на закупку племенного скота.

 Но платить за мясо выше мировой цены - тут уж шиш. Это уже никакая не поддержка, а настоящее вымогательство.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram