Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 25(111) от 19.06.2008

Делай дело – гуляй смело

Российские компании скоро отправят работников в места не столь удаленные

, 18:51

 НЕТ, эти люди вовсе не бросают «родные конторы». Просто по условиям договора им платят, хотя они… вообще не ходят на работу. Это не особый вид бездельников, а так называемые дистанционные сотрудники. Схема проста: человек числится в штате, но работает, где и как хочет. А начальство судит только по результатам. На Западе эта практика давно никого не удивляет. В США на «удаленке» сидит каждый десятый работник. В Европе ей охвачены 40 млн. человек.

 В России таких счастливчиков не наберется и миллиона. Но все впереди. Как стало известно «АН», скоро наше трудовое законодательство пополнится новыми нормами. Они защитят права «дистанционного» персонала. Если этого не сделать, российские надомники так и останутся «в угнетении».

 За рубежом с такой дискриминацией успешно разобрались. Там государство давно уравняло «ближних» и «дальних» сотрудников в правах. К тому же оно активно подталкивает корпорации к тому, чтобы те «гнали» сотрудников из офисов. Например, американский Сенат снизил налоги для предприятий, оборудующих «дистанционные» рабочие места в домах персонала. Кроме того, предпринимателям выделяют субсидии из… фонда охраны окружающей среды. Логика такова: «дистанционному» сотруднику не надо ездить каждое утро на работу. Поэтому он не сжигает бензин.

 Спрашивается, почему американским сенаторам так важно, чтобы люди могли работать дома? Оказывается, в фирмах, которые перевели значительную часть сотрудников на удаленный режим, рост производительности труда в среднем составляет 15%, а по отдельным отраслям – до 40%.

 Поэтому «удаленкой» давно не брезгуют даже мировые гиганты. Несколько месяцев назад японская «Матсусита» объявила, что 30 из 76 тыс. ее сотрудников могут по желанию несколько дней в неделю работать на дому. Офисы корпорации «АйБиЭм» работают по схеме «80 к 20»: 800 сотрудников используют 200 рабочих мест. Корпорация экономит на этом 500 млн. долл. в год.

 Как это получается? В советские времена появилась шутка про японца, который приехал на стажировку в наш НИИ. Он каждое утро приходил на службу, кланялся и произносил некую фразу. После чего шел к столу и молча трудился до конца рабочего дня. Когда японец уехал, сослуживцы поинтересовались у переводчика, что же он говорил по утрам. Фраза звучала так: «Жаль, но условия контракта не позволяют мне поучаствовать в вашей забастовке».

 Этот анекдот очень любят сторонники «удаленной» работы. Они считают, что офисная схема организации труда давно себя изжила. Ученые с этим согласны. Еще в середине шестидесятых годов группа психологов Йельского университета провела серию экспериментов. Они доказали, что подавляющую часть рабочего времени офисный люд проводит в расслабленном состоянии. Более того, оказалось, что ни кнуты, ни пряники не помогают улучшить дело. Производительность труда у каждого – индивидуальная. И на нее не влияют ни рост зарплаты, ни карательные меры.

 Значит, все усилия приободрить коллектив бесполезны? Рецепт все-таки нашелся. Изменить природу человека нельзя, но можно пойти ей навстречу, – предположил один из участников йельского эксперимента экономист Джек Ниллес. Он провозгласил такие принципы: долой офисное рабство, людям не нужен присмотр, надо дать им возможность контролировать себя самостоятельно. Идея сработала.

 Конечно, в нашей стране «удаленка» – экзотика. «АН» удалось отыскать только две небольшие фирмы, бизнес которых целиком и полностью держится на «телесотрудниках». Николай Семенов, начальник отдела питерской компании «Металинк», просыпается не раньше полудня. Если есть настроение, отправляется на деловые встречи. Но может и отложить работу до вечера. «Качество не страдает, – уверен Семенов. – Главное – результат. Если он есть, никого не интересует, как ты его добиваешься».

 Марина Мысхакова, совладелец компании «Адвенче», посвятила «телеработе» диссертацию по экономике. Основав свою фирму, она перешла от теории к практике – руководила 50 сотрудниками из дома. Бизнес пошел успешно. «Я подсчитала, что если бы мы создали обычную компанию с офисом, то вместо 200 тысяч рублей начального капитала понадобилось бы в пять раз больше», – делится секретом успеха г-жа Мысхакова.

 «Уверен, в ближайшие 10–15 лет треть российских компаний последуют примеру «Матсусита» и сильно ослабят офисный «поводок», – прогнозирует президент «Вымпелкома» Дмитрий Зимин.

 И все-таки время «удаленки» в нашей стране пока не пришло. Причина проста. По статистике, сейчас «дистанционный» сотрудник за ту же работу в России получает вдвое меньше, чем его коллега, сидящий в офисе. Остается надеяться на изменения в трудовом законодательстве, которые исправят ситуацию.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram