Аргументы Недели → Экономика № 24(110) от 10.06.2008

Власть расслабилась

, 18:35

Кризис – это нормально

 ЭКСПЕРТЫ предрекают глобальный экономический кризис. Замедление мирового экономического роста – свершившийся факт. Здесь нечего обсуждать. Темпы роста ВВП в США снизились, и это, как обычно на протяжении последних десятилетий, влияет на ситуацию в мире. В апреле Международный валютный фонд в третий раз снизил прогноз глобального экономического роста. Мировой ВВП в 2008 г. увеличится не на 5,2%, как предполагалось, а лишь на 3,7%.

 Как это скажется на России? Одно можно сказать точно: приток капитала в страну уменьшится. В прошлом году к нам пришли 82 млрд. долларов. В 2008 г. будет меньше – данные первого квартала это подтверждают. С точки зрения борьбы с инфляцией сокращение притока капитала полезно. Вопрос – каковы будут масштабы? Многие эксперты полагают, что в 2008 г. он сократится до 30 млрд. долларов.

 Если так, бояться нечего. Но есть и другие прогнозы. Может начаться отток денег из России. Нельзя исключить, что баланс капитала станет отрицательным. Тогда возникнут серьезные проблемы в банковской системе, у крупных корпораций. У многих из них – большие и «короткие» долги. Долги выплатят. Но для этого потребуются средства Cтабилизационного фонда, золотовалютные резервы. Все это может негативно сказаться на устойчивости курса национальной валюты, темпах инфляции.

 Но у финансовой системы нашей страны есть запас прочности. В ближайшие три года мы сможем справиться с возможными рисками. Но лишь если будем проводить разумную экономическую политику.

 Во-первых, не надо впадать в истерику. Нужно понимать, что в условиях замедления экономического роста в мире снижение его темпов в России – нормальное явление. Когда в США была предыдущая рецессия, темпы нашего экономического роста снизились более чем вдвое. В 2000 г. ВВП России вырос на 10%, в 2002 г. – лишь на 4,7%.

 Это не надо расценивать как катастрофу, пытаться компенсировать ухудшение мировой конъюнктуры лихорадочными изменениями во внутренней финансовой политике. Это приведет к ускорению инфляции, нарастанию проблем в банковской системе.

 Во-вторых, нужно браться за нерешенные проблемы российской экономики. У нас недостаточно защищена частная собственность, низкое качество судебной системы, непрозрачны решения государственного аппарата. Сохраняется немало препятствий развитию малого бизнеса. Реформы, позволяющие решить эти проблемы, создадут базу долгосрочного, устойчивого экономического роста.

 Речь Дмитрия Анатольевича Медведева в Красноярске внушает надежды. На мой взгляд, акценты в ней расставлены правильно. Но я давно занимаюсь экономической политикой и предпочитаю судить о происходящем не по словам, а по делам. В ближайшие месяцы такая возможность представится. Летом станет понятно, насколько власть готова решать ключевые институциональные проблемы.

Счет за выборы

 В ПРОШЛОМ году государственные расходы увеличились на 20%. Причем это в реальном исчислении, с поправкой на инфляцию. Когда «выпускаешь на волю» такие деньги, нечего кивать на подорожание продовольствия.

 До 2006 г. мы эффективно сдерживали рост государственных расходов. Инфляция либо снижалась – в среднем на 2% в год,  либо не росла. Но в 2007 г., в ходе избирательного цикла, был начат ряд крупных расходных проектов. Расширилось число проектов финансирования за счет Инвестиционного фонда, увеличились расходы на финансирование государственных корпораций. После этого инфляция начала расти.

 Мы дорого заплатим за ошибки, которые сделали в прошлом году. В первом квартале этого года инфляция уже достигла 6,3%. Ускорилось укрепление рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Оно может пойти темпами, с которыми обрабатывающие сектора экономики не справятся.

 Нарастить инфляцию легко, снизить – трудно. Форсированный рост бюджетных расходов в 2007 году можно было бы объяснить логикой политической ситуации, выборами. Но реальные доходы населения уже девятый год динамично растут. Было ясно, что нынешняя власть выиграет избирательную кампанию и без таких бюджетных вливаний.

 Есть и еще один фактор, влияющий на рост цен, – постепенное повышение тарифов на услуги естественных монополий. Но его влияние на инфляционные процессы, по нашим расчетам, меньше других.

 Дело не только в том, что госрасходы растут. Важно, как они контролируются.

 Непрозрачность государственных расходов – серьезная проблема. Хотелось бы, чтобы многие секретные статьи российского бюджета стали открытыми для общества. Это позволило бы эффективнее бороться с коррупцией. Но надо признать, что сегодня мы расходуем деньги лучше, чем несколько лет назад. После принятия Бюджетного кодекса, после того как заработало Казначейство, государственные средства стали расходоваться более эффективно.

Под обломками СССР

 МИРОВАЯ финансовая система сейчас неустойчива. В этой ситуации, на мой взгляд, наши власти сделали в области золотовалютных резервов все, что могли. Например, они успели нарастить долю евро в резервах до того, как начался резкий рост его курса, раньше, чем это сделали многие другие крупные страны. Я разговаривал с руководителями зарубежных центробанков: в этом они нам завидуют.

 Но, думаю, увеличение доли государства в экономике, все большая забюрократизированность бизнеса – ошибка. В каком-то смысле основы для нее заложили мы. Реформы 1990-х годов оказались успешными, власть позволила себе расслабиться. Когда у тебя больше 500 млрд. долл. золотовалютных резервов, а за плечами 10 лет динамичного экономического роста, можно позволить себе делать ошибки. Но это не значит, что их нужно делать.

 Наш государственный аппарат и в стране, и за рубежом имеет репутацию коррумпированного. Это не значит, что все чиновники воруют. Но репутация не возникает из ничего.

 Сначала добейтесь, чтобы государственный аппарат хотя бы в собственной стране считали неподкупным. Потом увеличивайте долю государственного участия в экономической деятельности. Помните при этом: опыт мирового экономического развития показывает, что это неэффективная стратегия.

 В 1990-е годы в России провели приватизацию. Когда ее начинали, ключевым словом при описании ситуации в нефтяной отрасли было «катастрофа». Оно встречалось и в официальных документах. Нефтедобыча тогда падала на 10% в год.

 Возможно, приватизацию провели неправильно. Но после нее главной проблемой в отрасли стало: не слишком ли быстро растет нефтедобыча в России? Не приведет ли это к ценовой войне с ОПЕК? Когда в нефтяной отрасли начался процесс ренационализации, добыча нефти расти перестала.

 Я считаю, что в ближайшие годы российская экономика будет достаточно стабильной. Уровень жизни населения не снизится. Но в долгосрочной перспективе все зависит от того, удастся ли властям нашей страны избежать серьезных ошибок.

ОПРОС ПО ТЕМЕ

Есть ли причины у Запада нам завидовать?
Спросили мы граждан России

 Елена Хворостина, 35 лет, бухгалтер, Москва:
 – Естественно. Если ты увидишь какого-нибудь разгвоздяя, который сидит на куче дарового добра и играет на гармошке, вместо того чтобы с толком этим добром распорядиться, ты тоже будешь ему завидовать.

 Алексей Думин, 23 года, студент, Красноярск:
 – Они не завидуют. Они боятся. А потом завидуют тому, что мы их не боимся, хотя они все делают, чтобы мы от страха дрожали. Нас пугают, а нам не страшно. Нас напугать можем только мы сами.

 Сергей К., 28 лет, менеджер, Тула:
 – По долгу службы часто общаюсь с представителями «загнивающего Запада», в основном из Германии, Австрии и Голландии. Со многими завязалась нормальная человеческая дружба... В простых разговорах, за рюмкой граппы, они никогда не говорили про какую-то зависть. Скорее, нас воспринимают с некоторой долей настороженности и удивления, не понимая, что мы выкинем в следующий момент. Хотя общаются при этом вроде с удовольствием.

 Михаил, сотрудник СБ:
 – Мы умеем жрать водку, одновременно решая миллиардные вопросы. Мы умеем жрать водку в любую погоду, из любого положения и любой тары, при любом количестве закуски от нуля и выше. Мы умеем жрать водку, потом внезапно люто, в кровавые сопли, подраться с собутыльником, потом лихо его зарезать или сесть с ним пить дальше в обнимку. Ну и, разумеется, Великие Русские ракеты, Великие Русские спортсмены, Великий Русский балет, Великое Русское партизанство и конечно же Великие Русские откаты. Да, нам есть в чем завидовать.

 Леонид Гак, 30 лет, Сальск:
 – Ну, завидуют – не завидуют, а по Европе народ бастует против высоких цен на топливо. На горючку цены постоянно растут. Поднимать их все выше и выше – не проблема, как видно в последнее время. Поэтому те, кто углеводороды импортирует, обречены кормить тех, кто их экспортирует. Правда, куда уходят доходы – другой вопрос. Может, поэтому завидуют.

 Олег Чухнин, 25 лет, дизайнер, Пермь:
 – Так нам сейчас прет! УЕФА, хоккей, Евровидение... Еще Европу по футболу взять – и пусть хоть лопнут от зависти. А всего делов-то: «Тополя» по Красной площади провезли – и сразу масть пошла!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram