Формат маркетплейсов стремительно набирает популярность у бизнеса, а помогают развивать это направление обучающие программы и господдержка.
Много форматов, хороших и разных
Мы всё чаще «ходим в магазин», не переступая порога собственного дома. Через Интернет заказываем всё: от детских подгузников и вареных раков до стеновых панелей. Нам нравится —и такой вид торговли всё больше набирает обороты.
По данным исследовательской компании Mediascope, более трети россиян ежедневно посещают платформы для интернет-покупок, а лидирующие маркетплейсы суммарно охватывают 95 процентов пользователей электронной торговли. По данным Минпромторга России, объем онлайн-торговли в нашей стране по итогам первого полугодия 2024 годаувеличился в годовом сравнении на сорок процентов, по итогам года отрасль может выйти на пятидесятипроцентный рост. Эксперты прогнозируюти дальнейшее увеличениедоли торговли на цифровых площадках.
Все эти тенденции очень хорошо чувствует и малый и средний бизнес, который тоже активно выходит на маркетплейсы со своими товарами. Но не у всех получается сразу набирать обороты,быстро вникать в нюансы электронной торговли. Обучающие программы помогают компаниям быстрее адаптироваться в мире электронной коммерции.
Так, недавно в Краснодаре прошел бесплатный форум для бизнеса «Мегасреда». Он был предназначен для действующих и новых продавцовмаркетплейсов, а также продавцов офлайн-и онлайн-магазинов, производителей товаров и розничных сетей и предпринимателей, интересующихся электронной коммерцией. Более двухсот предпринимателей из Краснодарского края приняли участие в форуме.
В первый день прошли теоретические лекции, во второй — практические воркшопы экспертов. Спикеры рассказали, что нужно для успешного старта намаркетплейсах, с помощью каких инструментов и сервисов можно увеличивать продажи.
— Наша серия образовательных программ уже охватила восемнадцать городов России,— рассказалаЕлена Коваленко, менеджермаркетинговых и офлайн-проектовмаркетплейса и организатор проекта. — Мы увидели, какой у вас в регионе активный бизнес, какхорошо здесьспособствует развитиюмалогои среднегобизнеса широкая инфраструктура государственной поддержки. Мы делали срез по вашему региону: у вас высокий спрос, много производителей, и наша задача — совместными усилиями помогать бизнесу более активно представлять свои товары на электронных торговых площадках.
Сегодня многие маркетплейсы традиционно представляют товары. Но будущее онлайн-торговли — это еще и продажа услуг.
Это будет особенно актуально для Краснодарского края, продолжает Елена Коваленко, ведьдоля услуг в региональной экономике достаточно велика.
— Мы сейчас тестируем продажу услуг на маркетплейсе в некоторых городах,— продолжает моя собеседница,—и уверены, что у вас широко пойдет их продажа в сегменте туризма, общественного питания.
Еще одна интересная тенденция — выход на маркетплейсы компаний, предлагающих строительные материалы.
— Для насмаркетплейсы — это новое окно возможностей,— поделилсямнением специалист по электронной торговле оптово-розничной компании Игорь Самохин. — Наша компания продает большой ассортимент разных групп товаров: строительные материалы, мебель, люки. Еще несколько лет назад мы с трудом могли себе представить, что можно, например, люки купить на электронной площадке. А сейчас этот товар у нас лидер продаж на маркетплейсах. Я считаю, что за такими продажами будущее: всё идет в сторону цифровизации рынка. Цифровой рынок самый доступный и объемный.
Сэтим согласна и Ирина Лепихина, маркетолог компании по продаже строительных материалов.
— Возможно, для людей покупать строительные материалы на маркетплейсах в новинку, но мы этим занимаемся уже год,и продажи растут,— комментирует ситуацию Ирина Лепихина. — Не все готовы выбирать, допустим, ламинат в Интернете. Но такой сегмент торговли всё активнее развивается. Мы продаем свою продукцию на нескольких электронных площадках. Некоторые из них дают очень хорошие условия: например, можно расплачиваться кешбэком. Вот недавно у нас был случай, когда клиент покупал стеновые панели на пятьдесят тысяч рублей, а живыми деньгами он заплатил... всего пятьдесят рублей. Остальное площадка покрыла за счет программы лояльности.
«Сделано на Кубани»: качество и безопасность
Не секрет, что жители нашего региона при покупке товаров, особенно продуктов питания, ориентируются на местных производителей. Это особенно чувствуется, когда видишь, насколько популярны ярмарки выходного дня, где за местными продуктами выстраиваются огромные очереди.
Есть и еще один способ отличить местных производителей: это товары под брендом «Сделано на Кубани». Появился этот знак по инициативе Губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева семь лет назад. Лучшим товарам, которые в процессе конкурса и экспертизы показывают качество и безопасность, присваивается этот бренд.
Подробнее рассказала аудитории на обучающей сессииначальник отделакачества и экспертизы товара ГКУКК «Центр развития торговли»Татьяна Матюшенко.
— Обладателем этого знака может стать предприниматель, если он производит товары на территории Краснодарского края,— пояснила правила Татьяна Матюшенко. — И если вы пройдете экспертную оценку, докажете, что ваш товар является качественным и безопасным, то, став обладателем этого знака,в течение трех лет вы бесплатно получаете ряд преференций.
Бренд «Сделано на Кубани» становится более узнаваемым. На сегодняшний день 1153 товара отмечено знаком качества «Сделано на Кубани». Интерес к этому конкурсу с каждым годом растет: 326 товаропроизводителей сегодня являются обладателями этого знака.
На сегодняшний день более ста предприятий, чья продукция отмечена знаком качества «Сделано на Кубани», поставляют свои товары на экспорт в такие страны, как Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Куба, ОАЭ, Китай и другие.
— Мы поддерживаем участие наших предприятий на онлайн-площадках,— сообщила Татьяна Матюшенко. — Изадумываемся также о том, чтобы распространить этот конкурс и на услуги.Это торговля, общественное питание, бытовые услуги. С нетерпением ждем, когда появитсяна крупных маркетплейсах возможность продавать услуги туристической сферы, которые, уверена, будет пользоваться большим спросом.
Многие приходят на этот конкурс для имиджа, чтоб показать, что их товары безопасны, поделилась информацией Татьяна Матюшенко. Но довольно многие товаропроизводители участвуют в конкурсе, чтобы получитьте преференции, которые дают обладателям этого знака большие возможности для дальнейшего развития. Это как финансовые, так и нефинансовые меры господдержки.
Так, обладателям знака «Сделано на Кубани» Фонд микрофинансирования Краснодарского края может дать микрозаём до пяти миллионов рублейна срок до трех лет с пониженной процентной ставкойи льготным погашением основного долга до шести месяцев.
По пониженным процентным ставкам также предоставляет льготные займы и Фонд развития промышленности Краснодарского края. И выделяет товары с этим знакомна Промышленном портале нашего региона.
Кроме того, держателям товарного знака «Сделано на Кубани» оказывают содействие в выходе на маркетплейсы,в получении сертификата продукции и софинансирования оплаты инжиниринговых услуг. Проводятся также всевозможные обучающие программы по актуальным темам:как попасть на закупочную сессию с сетевыми магазинами и выделить свой продукт на полках объектов розничной торговли, как правильно внести данные о компании в Каталог экспортеров и др.
Но особой популярностью у товаропроизводителей пользуется такая мера господдержки, как участие в различных выставках.
— Уже в этом году обладатели бренда «Сделано на Кубани»поучаствовали в восьми выставках регионального и международного уровня, для них участие в выставках является бесплатным,— продолжает Татьяна Матюшенко. — До конца года продукцию «Сделано на Кубани» презентуют еще на четырех площадках.Мы постоянно анализируем и смотрим, что для наших производителей важно в нынешних условиях. Все решения о мерах господдержкимы принимаем с учетом мнения бизнес-сообщества.
Онлайн-торговля: «плюшки» и крючки
Довольно большая часть продавцов товаров, когда впервыевыходят на маркетплейсы, порой смутно себе представляют, какие методы можно применять, чтобы увеличивать продажи. Один из них — нейромаркетинг, который становится всё более популярным ипозволяет выявлять потребности покупателей на инстинктивном уровне. Об этом захватывающе рассказывал на форумебизнес-консультантв области стратегического маркетинга и продаж Дмитрий Дмитриев.
Конечно, мы частенько делаем покупки импульсивно, не поддаваясь логике. Если продавцы грамотно расставляют всевозможные «ловушки», при которых нам кажется, что товары будто сами прыгают в нашу покупательскую корзину, то остановиться невозможно. Если вспомнить легенды Древней Греции, то, например, Одиссей сумел уходить от соблазнов: он приказал залить себе уши воском и крепко привязать себя к мачте, чтобы не поддаться искушению сирен. Так и мы: воспитывать в себе самоконтроль при шопинге очень сложно. Остается только уши воском заливать... Этим и пользуются продавцы.
Они умеют по пути нашего следования в магазине расставлять «импульсивные» товары, ловят нас в Сети под названием «Халява, приди!», предлагая дробные цены, оканчивающиеся на девяносто копеек, и скидки в девяносто процентов. Но оказывается, в онлайне тоже есть десятки способов использовать нейромаркетинг.
— Я до этого форума даже не представляла, какими методами можно продвигать свой товар на электронных площадках,— сказала производитель из Геленджика Ксения Свинцова.
Она опытный парикмахер и владелица салона, год назад взялась за собственное производство: изготавливает одежду для парикмахеров.
— Это узкая ниша, но она сегодня очень востребована,— уверена Ксения. — У нас на рынке уже есть несколько игроков, но та продукция, которую они предлагают, не отвечает тенденциям современной моды. И я почувствовала острую необходимость самой сделать стильную, комфортную, практичную одежду для парикмахеров. Не форму, а именно одежду, которая показывает, что парикмахер, стилист — это лицо салона.
Она сама стала разрабатывать модели, подбирать ткани, испытывать их, разрабатывать с технологами лекала. Сейчас у нее уже готова пробная коллекция. Первыми клиентами стали ее коллеги, которые подсказывали, что нужно изменить. И вот теперь настал очень ответственный момент: выход на широкую потребительскую аудиторию.
— Мы с моей командой находимся на предстарте выхода на маркетплейсы,— говорит Ксения. — Для меня очень полезен этот форум и эта площадка. Чем больше будет обучающих программ для производителей, тем лучше будет развиваться наша экономика. Я сама активно пользуюсь электронной торговлей и понимаю, что за ней будущее. Много полезных «фишек» как для покупателей, так и для продавцов.
Еще Ксению очень заинтересовал конкурс «Сделано на Кубани». Она делает ставку на региональные продажи, поэтому надеется, что, если станет обладателем этого знака, это поможет развиваться ее бизнесу в дальнейшем.
То, что производителям в Краснодарском крае уделяют так много внимания, стало для Ксении приятной неожиданностью.
— Я теперь понимаю, что можно обратиться в наш региональный центр «Мой бизнес» — и мне помогут с решением многих проблем,— говорит моя собеседница. — Вот почему такие обучающие программы очень полезны: они дают хорошую навигацию, когда ты понимаешь, где у тебя входное окно в структуру господдержки.