Получить кредит на покупку нужного товара становится всё сложнее. Банки отказывают, ссылаясь на финансовую нагрузку на граждан, а у кого-то назрела необходимость заменить вышедшие из строя холодильник, телевизор, стиральную машинку или компьютер. Стоят эти товары сегодня дорого и не каждый сможет выложить необходимую сумму сразу. Выходом для страждущих обновить или заменить бытовую технику или электронику пока остаётся так называемая рассрочка. Но возможно, в ближайшем будущем о ней придётся забыть.
Сегодня «рассрочка» не попадает под действие закона «О потребительском кредите». Многим выгоднее купить дорогостоящий товар именно в рассрочку, заплатив по частям и без переплаты. Это лучше, чем кредит. Но Банкам она не особенно по душе: им выгодней слупить с покупателя проценты, подписать его на страховку, тем более что Центробанк пошел навстречу «пострадавшим от кризиса банкирам» и отменил ограничение процентной ставки по кредитам — она осталась только в законе 292% годовых. «Скромная» такая ставочка. Так что бороться с «рассрочкой» будут всерьёз.
Центробанк и решил заняться регулированием деятельности всех этих «долями», «частями» и прочих «сплитов», а попросту говоря — сервисами рассрочки. Сейчас рассрочка полностью в руках «оператора рассрочки» и Банки «пролетают мимо прибыли в виде процентов». Вот Центробанк, как думается, и решил заняться регулированием деятельности всех этих «долями», «частями» и прочих «сплитов», а попросту говоря — сервисами рассрочки. Приравнять рассрочку к кредиту Центробанк пока не спешит, но, в итоге, можно не сомневаться, что так и сделают. Причем, как обычно, мнение людей никто не спросит. Ведь для Набиуллиной что важно? Снизить потребление, тем самым, как она считает, победить инфляцию. А россияне, дескать обойдутся без современной бытовой техники и электроники. Или пусть копят. Что, кстати, в условиях той самой инфляции, практически невозможно, ибо деньги «сгорают и обесцениваются ростом цен».
Однако в ЦБ все свои движения объясняют заботой о гражданах. Заботой о той финансовой нагрузке, которую взваливают на себя люди беря кредит или покупая что-то в рассрочку. Кредитным организациям и регулятору сложно оценить долговую нагрузку россиян, поскольку информация о рассрочке не заносится в кредитную историю гражданина. Глава департамента регулирования Центробанка Александр Данилов заявил недавно:
«Это же надо регулировать! Это влияет на вашу возможность платить по другим кредитам, возможность покупать еду, это влияет на ваш бюджет. Поэтому регулирование, на мой взгляд, оно назрело», — указал глава департамента Центробанка, имея в виду ту самую рассрочку.
И вот уже «пошла движуха»: по информации от представителя Банка России, стало известно, что ЦБ может установить ценовой лимит на покупки товаров и услуг в рассрочку без переплат. Речь идет о лимите в 60-80 тысяч рублей при бесплатной рассрочке, которую предоставляют сервисы BNPL («покупай сейчас, плати потом»). При этом ЦБ хочет создать специальный реестр таких сервисов. Если говорить о платной рассрочке (берется комиссия за ее оформление), то она, по сути, является потребкредитом. Поэтому регулятор планирует ввести для нее соответствующие требования, в том числе передачу кредиторами данных о заемщике в БКИ.
Сколько россияне покупают товаров в рассрочку? В 2022 году россияне купили с помощью BNPL-сервисов (типа «сплита») товаров и услуг более чем на 42 млрд руб., оценивали аналитики Frank RG. В 2023 году, оценочно, объем продаж составил 100–120 млрд рублей. Итоги 2024 года пока не подведены. Но деньги колоссальные. И всё мимо Банков. Конечно, как не «озаботиться финансовой нагрузкой на граждан»? ...