> Что же будет с трактором и с нами? - Аргументы Недели

//Экономика 13+

Что же будет с трактором и с нами?

№  () от 15 октября 2024 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]

Серьёзные коррективы в планах на урожай в текущем сельскохозяйственном году внесла погода. После майских заморозков, которые привели к гибели посевов почти на трети сельхозземель в России, летом и осенью грянула всероссийская сушь. «Сев озимых проходит очень тяжело. Сеем практически в песок, – сказала представителям СМИ министр Оксана Лут. – Очень надо идти в церковь и ставить свечку пророку Илье (считается покровителем грома, дождя и урожая. – Прим. «АН») за то, чтобы пошёл дождь. Всех призываю».
Нет, без пшеницы мы, конечно, не останемся, как и без подсолнечного масла, гороха или брюквы, но вот крестьяне и фермеры вполне могут остаться без новых тракторов, комбайнов и сеялок. Придётся ли в плуг вновь запрягать лошадку? В этом разбираются «Аргументы недели».

Всё больше, всё выше

Начнём с хороших новостей. После провала 1990-х и начала 2000-х, когда многие были уверены, что российское сельхозмашиностроение окончательно рухнуло и поднять его уже невозможно, а российские поля оккупировала импортная техника, случилось буквально чудо.

Ещё в 2013 г. президент возмущался засильем иностранных комбайнов на российских полях, но уже в 2018 г. их доля сократилась до 35%, а 65% рынка занимали отечественные производители. Если в 2013 г. доля всей отечественной сельхозтехники на рынке составляла лишь 24%, то уже к 2015 г. достигла уровня 40%, а к 2018 г. уже 60% сельхозтехники на российском рынке были произведены на отечественных предприятиях.

Имя этому промышленному чуду – так называемая «Программа 1432», принятая по инициативе Владимира Путина. Она вступила в силу 1 января 2013 года. Суть проста: при покупке российской сельхозтехники аграриям предоставляется скидка в размере 25–30% в зависимости от региона. Было выделено вполне приличное финансирование: на 2013–2014 гг. – 2 млрд рублей, в 2016 г. производители сельхозтехники получили федеральных субсидий на общую сумму 11, 2 млрд рублей, а в 2017‑м объём субсидий составил свыше 15 млрд рублей.

В 2006 г. в России было выпущено 5, 5 тыс. тракторов на самом популярном колёсном ходу. В 2016 г. их производилось почти на тысячу единиц больше! В 2022 г. – 9, 5 тысячи. В 2023‑м – около 9 тысяч.

Также семимильными шагами росло производство зерноуборочных комбайнов: в 2010 г. их выпускали лишь 4, 3 тыс. штук. В 2023-м – более 5 тысяч. Если в 2013 г. на отечественных заводах было выпущено 2, 2 тыс. тракторных сеялок, то в 2022 г. аж 13, 6 тыс. штук.

И так практически по всей номенклатуре! То есть программа работала, и работала весьма неплохо. Спрос рождал новые модели сельхозтехники. Если в 2013 г. появилось лишь 25, то в 2015 г. их было уже 51, а в 2018‑м – 161 новая модель!

Расширилась линейка выпускаемой продукции, естественно, пошёл в гору и экспорт: в 2013 г. было экспортировано сельхозтехники на 4, 2 млрд рублей, а уже в 2020 г.  – на 15, 9 млрд рублей. В 2021-м экспортировали на 21 миллиард.

Трактор вытянет

Любое направление машиностроительной отрасли, и сельхозмашстрой не исключение, тянет за собой десятки, сотни предприятий-поставщиков. Обеспечивает работой и зарплатой их рабочих и членов семей. Именно машиностроение даёт одну из самых высоких прибавочных стоимостей и вносит очень приличный процент в ВВП конкретной страны. Одно рабочее место в сборочном цеху обеспечивает работой ещё от 8 до 10 человек из смежных отраслей: металлургической, химической, нефтеперерабатывающей. В частности, от четырёх и более рабочих мест в отраслях только добычи и переработки.

Говоря шершавым языком плаката, «каждый проданный трактор – это заслуга всей страны!». Повторюсь: «Программа 1432» пусть и не без изъянов, но работала. Главное, что аграрии получали современную высокотехнологичную строго российскую технику, обеспечивающую столь высокие урожаи и продовольственные рекорды последних лет. Даже в ковидном 2020 г. на программу выделили 12 млрд рублей.

Но затем в чью-то «светлую» голову пришла мысль, мол, жируют рабочий класс и трудовое крестьянство на бюджетных деньгах. Или что-то похожее. И деньги стали урезать. В 2021 г. – 10 млрд рублей. В 2023-м со скрипом, но удалось выбить 8 миллиардов. То есть меньше, чем восемь лет назад, а накопленная инфляция за эти годы составила порядка 120%! В текущем году сумма не изменилась, и все 8 млрд субсидий давным-давно выбраны.

Беда не приходит одна: из-за высоких урожаев последних лет цены на сельхозпродукцию, в первую очередь на зерно, рухнули. Причём во всём мире, а не только у нас в стране. Рентабельность выращивания той же пшеницы в Нечерноземье скатилась почти до нуля. А в этом году погодные катаклизмы и вовсе грозят привести многие некрупные агрохозяйства на грань банкротства. Не до жиру, то есть не до новой техники пахарям. В приоритете у аграриев всегда ГСМ, удобрения, семена, обслуживание кредитов и только потом покупка нового оборудования.

Удружил и родной Центробанк, задравший ключевую ставку до 19%. И грозящий ещё её увеличить. А в подведомственных ему банках ставка на кредит на новую технику вообще улетела в космос.

– Мне предложили кредит на новый комбайн под 30% годовых. Это просто нереально! Я никогда не смогу окупить такую ставку. И кому стало лучше?! У меня, фермера, нет новой техники. Завод не смог продать машину, значит, не заработал. Мы вместе заплатим меньше налогов, чем могли бы. Выиграют только продавцы запчастей, к которым я пойду, чтобы за зиму привести свои машины в рабочее состояние, – говорит ставропольский фермер Николай Перевозний.

Так или иначе, но сельскохозяйственному машиностроению нанесён ощутимый удар. Например, по оценкам экспертов, объём производства отечественных тракторов за первые шесть месяцев 2024 г. снизился на 16% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Та же ситуация с зерноуборочными комбайнами: производство пока сохранилось на прежнем уровне, но аграрии закупили их меньше на 20%. Сокращение выпуска и реализации техники коснулось также производства навесных фронтальных погрузчиков и кормозаготовительных машин. В целом же, по словам специалистов, спрос на сельхозтехнику упал на 30–50% в зависимости от сегмента. И тенденций к его росту не прослеживается.

Месье, подайте финблоку на пропитание

Не добавляют оптимизма и попытки правительства повысить утильсбор на посадочную и уборочную технику. Как будто это автомобили, призванные перевезти чью-то пятую точку из пункта А в пункт Б, а не технические средства, обеспечивающие продовольственную безопасность страны. Естественно, под патриотическим предлогом защиты отечественного производителя. Буквально на днях министр финансов Силуанов проговорился, что «меры поддержки все те же самые: субсидии производителям, льготный лизинг, скидки на технику и льготные займы ФРП. Но изменилось следующее. Мы видим, что идёт рост импорта сельхозтехники, который субсидируется и льготируется в тех странах, где эта техника производится. Стоимость денег возросла. Действительно, ставка высокая, и это влияет на платёжеспособный спрос, на возможности закупки техники».

Уж кто-кто, а министр финансов обязан понимать несколько банальных вещей. Например, понятно, что аграрий купит только ту технику, которая ему нужна и оптимальна по цене-качеству. И если почему-то импортная техника лучше «субсидируется и льготируется» там, значит, нужно менять эти механизмы здесь. Чтобы производить и покупать продукцию российского машиностроения было выгоднее, чем импортные образцы.

Может быть, стоит слегка «подкрутить» налоги на реального производителя, которые по прихоти финансового блока правительства в разы больше у нас, чем в том же братском Китае, откуда сейчас и плывёт на российские поля техника. А не навешивать на крестьян оплату ещё и возросшего в разы утильсбора, как это повесили на автолюбителей.

А другие аргументы Минфина, что «утильсбор, деньги от которого пойдут в том числе на поддержку нашего сельхозмашиностроения», вообще не выдерживают никакой критики. Вот если бы г-н Силуанов сказал чётко и прямо: «Деньги от утильсбора будут «окрашенными» и не смогут использоваться ни на что иное, кроме «льготирования» российского сельхозмашиностроения», то, возможно, и отношение к инициативе было бы иное.

Но вместо этого дальнейшую дискуссию, по мнению начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Валентина Цупруна, надо просто перевести в закрытый режим: «Мы вместе с вами обсуждаем на открытых дискуссионных площадках идеи о необходимости индексировать утильсбор и тем самым снижаем эффективность этого механизма. Поэтому я бы всё-таки воздержался от дискуссий на открытых площадках. Традиционно мы всё это делали в закрытом режиме. Я бы всё-таки продолжил так делать». Как говорят в народе, «нравится не нравится, плати, моя красавица!».

Что имеют российское сельхозмашиностроение и, безусловно, наши аграрии в сухом остатке? Из-за неуклюжих действий чиновников ломается более-менее эффективный механизм поддержки отечественного производителя. Причём по всей цепочке: от домны до поля. По оценкам Ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД, продажи в этом году рухнут на 15–18% год к году. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов, в частности, снизился до 3, 68 тыс. штук, тракторов – до 2, 62 тыс. штук, сеялок почти на четверть – до 2, 48 тыс. штук.

Между тем «льготируемый» китайский трактор заполняет опустевшие ниши. Согласно данным Ассоциации «Росспецмаш», с 2017 по 2023 г. Китай увеличил экспорт сельскохозяйственной техники в Россию в 4, 4 раза по денежной стоимости. Поставки китайских тракторов для сельского хозяйства в Россию за этот период увеличились в 24 раза по денежной стоимости. Доля тракторов из Китая в структуре импорта этого сегмента составила всего 4% в 2017 г. и уже 63% в 2023 году.

Доля российских и белорусских производителей на внутреннем рынке России в 2023 г. составила 63% по количеству, снизившись на 2 процентных пункта по сравнению с 2022 годом. Между тем мощности существующих российских предприятий и нового тракторного завода Ростсельмаш могут увеличить долю отечественных и белорусских производителей тракторов на внутреннем рынке до 80%.

Но это возможно только при комплексной поддержке со стороны государства для своевременного обновления парка. По мнению ассоциации, важно увеличить финансирование эффективных механизмов, таких как субсидирование приобретения сельхозтехники со скидками в рамках «Программы 1432» до 20 млрд рублей в год. Также необходимо выделить больше средств на льготные кредиты и лизинг. Особое внимание следует уделить предоставлению аграриям и машиностроителям льготных кредитов по ставке 0–1%, снижению ставок по коммерческим кредитам, отмене ограничений для экспорта сельхозпродукции за рубеж, а также обеспечению минимальных цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке.

Чтобы это сбылось, какому пророку надо свечку ставить?



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте