Круглый стол по вопросам социального предпринимательства прошел в Краснодаре
№ () от 9 июля 2024 [«Аргументы Недели Кубань», Светлана ДОНЦОВА ]
Деньги должны просачиваться сверху вниз
В Краснодаре прошел круглый стол «Социальный предприниматель России: взгляд из прошлого в будущее»
Предприниматели с добрым сердцем
Социальное предпринимательство — это не благотворительность, не история с НКО и не пожертвования. Это прежде всего бизнес со всеми вытекающими отсюда целями и задачами. Но в 2019 году государство выделило социальное предпринимательство в отдельную область малого и среднего предпринимательства и законодательно закрепило понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».
С тех пор эта категория бурно развивается, в том числе и в нашем крае, а государство в этом активно помогает. В рамках недели социального предпринимательства, организованной Министерством экономического развития России и приуроченной к Международному дню социального бизнеса, региональный центр «Мой бизнес» провел первый круглый стол, посвященный теме социального предпринимательства Кубани.
Его участники обсудили образ социально ответственного предпринимателя, отличия социального бизнеса от обычного, критерии успешности компаний и социальные эффекты. Как это часто бывает на всех мероприятиях центра «Мой бизнес», огромное внимание здесь уделили актуальным мерам государственной поддержки предпринимателей этой категории.
— Проект ставит своей целью не просто осмыслить роль предпринимательства, а раскрыть его глубокое влияние на формирование более справедливого и устойчивого общества. Точно так же, как вы, социальные предприниматели, поддерживаете общество, занимаетесь бизнесом, вас поддерживает государство в лице инфраструктуры поддержки. Мы всегда рядом, мы всегда готовы предоставить сервисы и рады обратной связи, благодаря которой выявляются новые услуги и проекты,— сказала Елена Пистунова, исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края.
В ходе встречи участники погрузились в интерактивный процесс, где они не только работали в командах над бизнес-моделями и представляли собственные проекты, но и активно взаимодействовали друг с другом. Ведущая круглого стола Инна Беляева, общественный представитель Агентства стратегических инициатив, член Совета по развитию предпринимательства при Губернаторе Краснодарского края, предложила начать с нетворкинга: рассказать за одну минуту о себе и своем бизнесе.
И мы увидели широкую палитру социальных предпринимателей.
Ирина Кашкина, поведенческий психолог, организовала центр, благодаря которому помогает детям с аутизмом. Выстроила систему обучения начинающих специалистов, запустила бесплатные благотворительные проекты для родителей особенных детей.
Галина Овсиенко открыла детскую балетную студию в самый пик пандемии. Но благодаря своему статусу социального предпринимателя не бросила дело, а нарастила число маленьких клиентов, которые сегодня выступают на престижных конкурсах.
Алла Попенко, дипломированный бизнес-наставник, создала курс видеоуроков с пошаговой инструкцией «Стрижки для дома». Это в помощь малоподвижным людям, инвалидам, колясочникам, которым сложно выйти из дома для того, чтобы посетить парикмахерскую.
— Для многих предпринимателей рано или поздно наступает тот момент, когда денег уже заработали и хочется людям принести пользу,— говорит Алла Попенко. — Вот социальный бизнес — как раз про это. Это истории для пользы общества, это бизнес с добром, которое, возможно, будут помнить и следующие поколения.
Живи, адаптируйся, работай
Отец шестерых детей Павел Ерагер приехал на Кубань из Кемеровской области. У него необычный бизнес: он помогает вернуться к нормальной жизни тем мужчинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации,— попали в наркозависимость, вышли из мест лишения свободы и не смогли найти работу, в силу обстоятельств оказались бездомными.
— Когда я увидел, сколько ребят вот так могут пропасть, я сначала создал благотворительную общественную организацию социальной адаптации граждан «Братские сердца»,— рассказывает Павел Ерагер. — Десять лет назад я снял дом для таких людей, помогал вернуться к жизни, оформлять утерянные документы, кормил, приводил в божеский вид.
И вот самый интересный вопрос: а на какие деньги он всё это делал?
— Я понял, что нужно эти деньги заработать,— продолжает мой собеседник. — Когда мы стали искать средства, то увидели, что благотворительный проект может стать бизнесом: можно организовывать для таких людей работу, на которой требуются неквалифицированные рабочие, сегодня в этом остро есть нужда. Так соединились благотворительность и бизнес.
Павел оформил статус социального предпринимателя. И когда люди уже были готовы вернуться к нормальной жизни, он вывел их на строительный рынок: они выполняли разные работы на стройках, которая всегда нуждается в кадрах.
— Мы стали мониторить рынок и выявлять, где большая потребность в разнорабочих,— продолжает мой собеседник. — Мы стали масштабироваться и «упаковали» социально ориентированную франшизу по предоставлению рабочей силы. Всю прибыль своих предприятий мы не в карман складываем, а строим общежития для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У нас в разных городах открыты разные предприятия в зависимости от рынка труда: по строительству, грузоперевозкам и т. д. Только за два года предприниматель открыл несколько десятков филиалов в Южном федеральном округе: девять таких адаптационных общежитий — в Краснодаре, три — в Сочи, четыре — в Крыму, пять — в Ростове-на-Дону. Через благотворительную организацию прошли тысячи людей, которым помогли: им предоставили жилье, питание, рабочие места. Многие из этих людей кардинально жизнь поменяли. Средняя зарплата здесь — не менее шестидесяти тысяч рублей в месяц. И еще есть возможность бесплатно обучать людей разным специальностям.
Проект непростой, признаётся Павел Ерагер. Требует много сил и терпения. Этот рынок находится в теневой зоне, здесь есть игроки, которые работают недобросовестно. Поэтому задача серьезных предпринимателей — постараться вывести этот рынок из серой зоны.
Как будет дальше развиваться социальное предпринимательство?
— У нас крупные предприятия уже стали создавать НКО, они задумываются о благотворительности,— считает Павел Ерагер. — Растет и потребность успешного человека в том, чтобы помогать людям. Поэтому рынок социального предпринимательства будет и дальше развиваться. У нас сегодня в мире меняются экономические модели, рушатся многие привычные институты, которые складывались годами, приходят новые тренды. Возможно, мы вступаем в то время, когда деньги богатых людей будут всё чаще просачиваться сверху вниз. Количество благотворительных фондов с каждым годом растет, а это и есть та связующая цепочка, которая соединяет людей успешного бизнеса и тех, кто тоже хочет своими руками заработать, но не имеет таких широких возможностей.
«Гранты дали мне возможность развития»
Галина Овсиенко, член правления Ассоциации социальных предпринимателей Краснодарского края, по образованию математик. Но душа ее всегда тянулась к прекрасному, и она четыре года назад открыла балетную студию в Армавире.
— Открылась я в самое неблагоприятное время: сразу же началась пандемия,— вспоминает Галина Овсиенко. — Мы занимались с детками с двух лет. Такой студии в нашем городе не было — и к нам сразу же стали приходить первые клиенты. Что делать? Нужно было закрывать офис, но бросать свое дело я не хотела. Где взять деньги на аренду, зарплату?
Тогда Галина подумала о господдержке, стала подробно изучать информацию, чем государство сможет помочь. И поняла, что нужно оформлять статус социального предпринимателя. Подала документы на вступление в реестр социальных предпринимателей в крае, а затем стала рассматривать участие в грантовых конкурсах.
— Я выиграла два гранта по пятьсот тысяч рублей в качестве господдержки,— рассказывает Галина Овсиенко. — Эти средства дали мне возможность развития. Я не только не закрыла студию, но и открыла второе направление — эстетической гимнастики, а также увеличила число посетителей. Эти гранты мне помогли сохранить для наших клиентов стоимость наших абонементов, не поднимать цену. И за счет этого я смогла привлечь к занятиям в наших студиях большее количество детей. Потому что цены были доступные.
Когда Галина начинала свое дело, у нее было около пятидесяти клиентов, а сейчас, спустя четыре года, около трехсот пятидесяти детей посещают ее студии. Предприятие растет и развивается. Увеличились арендуемые площади для занятий, растет и число направлений деятельности: открылась секция акробатики и современного эстрадного танца. Свой бизнес она открывала как хобби, а теперь он стал делом всей ее жизни. Галина намерена дальше масштабироваться, открывать филиалы своей компании, чтобы как можно больше детей имели возможность заниматься.
— Моя миссия — охват большего числа детей для здорового образа жизни, занятий спортом, физической культурой, балетом,— говорит моя собеседница. — У нас много групп для общего оздоровления детей, и это очень важно. Но у нас есть и профессиональные команды, которые выезжают на соревнования, занимают места, получают разряды. Я мечтаю вырастить мастеров спорта по эстетической гимнастике. И еще хочу, чтоб культура классического балета была среди подрастающего поколения востребованной и престижной.
У каждого из участников круглого стола свое представление о том, как он хочет вести предпринимательскую деятельность и делать добро. В ходе дискуссии все вспоминали, как в свое время самые крупные предприниматели Екатеринодара оставили свой след в истории: Никита Павлович Богарсуков, основатель купеческого клана мануфактурной торговли, жертвовал десятки тысяч рублей на благотворительность, Екатерина Михайловна Губкина («Гранд-отель мадам Губкиной») давала средства на содержание первого в городе детского заведения — яслей. Иван Николаевич Дицман жертвовал средства на убежище для беспризорников, организовывал им прогулки на своих пароходах.
А какова миссия нынешнего поколения социальных предпринимателей? Какой они хотят оставить след для следующих поколений? У каждого был свой ответ на этот непростой вопрос:
— Транслировать через бизнес семейные ценности, русский код.
— Своим примером создавать идею привлекательности социального бизнеса.
— Уровень служения обществу должен рейтинговаться.
— Сделать такой продукт или услугу, которую бы помнили последующие поколения.
Кульминацией мероприятия стало трогательное событие: создание «капсулы времени», в которую участники вложили свои послания будущим поколениям предпринимателей Кубани. Эти слова надежды, мудрости и вдохновения будут храниться в центре «Мой бизнес» до 2050 года, чтобы в руки преемников предпринимательского духа Кубани попало наследие их предшественников.
Реализация проекта «Социальный предприниматель России: взгляд из прошлого в будущее» стала возможной благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», инициированному президентом России.
Подробнее о проектах центра «Мой бизнес» и мерах государственной поддержки можно узнать на сайте: moibiz93.ru или по телефону горячей линии 8 (800) 707-07-11.