В Министерстве труда и социальной защиты нашли способ как вычислить тех, кто «работает в тени». То есть тех, кто не числится официально безработным и не является самозанятым или предпринимателем. Тех, кто по выражению их же самих, «работает сам на себя». А соответственно, не платя никаких налогов пользуется при этом социальными благами.
«Считать будут по полисам ОМС. В базе у нас 80,9 млн застрахованных неработающих. Вычтут детей, студентов, инвалидов, ухаживающих за детьми, зэков, безработных на пособии и прочих, имеющих право не работать. Всех остальных запишут в „теневых занятых“», — говорит эксперт-экономист.
Власти посчитали, что чтобы не пришлось сокращать расходы на социальные нужды, медицину, образование и развитие национальной экономики, работать надо над повышением налоговой базы. А соответственно — налоги должны платить все. Сколько у нас «безработных», раскатывающих на крутых иномарках и владеющих шикарными коттеджами? Немало. Но, кажется, их время уходит.
«А я на себя работаю! Мне это государство что шло, что ехало. Я ему денег не плачу и от него ничего не требую. Зарабатываю хорошо, могу себе позволить платную медицину и на пенсию от них не рассчитываю», — как правило, рассуждают такие «безработные».
Придуманная специалистами минтруда формула расчета потенциальной величины теневого рынка труда — базовый показатель эффективности (KPI) будет применяться региональными властями. Как говорят, установлены цели достижения хороших показателей KPI на ближайшие 3 года. Базовый KPI по снижению серого сектора должен быть «не более 30% от потенциальной численности граждан в теневой занятости на трехлетний период в равном размере для всех субъектов Российской Федерации». В первый год регионы должны будут выполнить 20% целевого показателя. Это, соответственно, 6% от численности «работяг на себя». План на второй год довести — 15% от общего числа теневиков, а на третий год — все 30%.
Означает ли переключение на новую методику подсчетов и вычисление тех, кто «работает на себя» дальнейшие репрессии против них? Проще говоря, что будет с теми, кого выявят как ни как самозанятых, ни как работающих, ни как безработных? Как с ними работать дальше и как заставить их «обелиться», осознать «всю глубину падения» и стать честными налогоплательщиками — отдается на откуп региональной власти. Но вот как будет в реальности?
«Практика других стран показывает, что есть лишь один рабочий способ заставить платить налоги: штрафовать за их неуплату или даже применять более жесткие меры воздействия, вплоть до уголовных дел. Увещевание и убеждение не сработало в свое время в США и, скорее всего, не сработает у нас. Пока человек видит, что лазейка есть, что контролирующие органы не трогают низовую черную занятость, добровольно сдаваться налоговой никто не пойдет», — считает аналитик в финансово-налоговой сфере.
Но, как думается, исходя из озвученных плановых цифр, в ближайшее время сильно щемить и зверствовать не будут. Ведь 30% за 3 года — очень и очень щадящий процент.
К тому же, все это движение с формулой KPI, как это часто бывает у нас, может оказаться «пустышкой», имитацией деятельности.
«Формула Минтруда, на мой взгляд, выглядит скорее, как профанация бурной деятельности, чем как эффективная мера. И цель ее — не обелить рынок труда, а чем-то занять чиновников на местах. Если бы хотели бороться с теневой занятостью — делали бы это на данных мониторинга доходов и расходов. Уровень цифровизации позволяет это делать более эффективно, чем через мутные формулы министерства. Банки добровольно поделились бы информацией, сколько человек тратит, а сколько получает. А весь труд достался бы технике, люди не нужны, только программное обеспечение, дающее на выходе список ФИО, подлежащих проверке. Но вот ведь незадача! Тогда чиновникам нечего делать будет, всё программа рассчитает. А миллионам кабинетных работников тоже нужно семьи кормить, так пусть хоть с новым KPI побегают», — считает эксперт.
И с его словами трудно не согласиться.