> Краснодарский край сохраняет лидирующие позиции по экспорту в ЮФО - Аргументы Недели Кубань

//Экономика 13+

Краснодарский край сохраняет лидирующие позиции по экспорту в ЮФО

№  () от 19 сентября 2023 [«Аргументы Недели Кубань», Василий БРОННИКОВ ]

Уже не первый год Кубань доказывает, что зерно и растительное масло востребованы у зарубежных партнеров не меньше, чем нефть и газ.

Растим и зарабатываем сами

Аграрные успехи Кубани обеспечивают ей устойчивое экономическое положение. Объемы производства позволяют насытить собственный внутренний рынок и отправлять за рубеж излишки. Наибольшую долю, идущую на внешний рынок, составляют поставки зерновых культур, а именно - пшеницы. Также в последние годы на заграничных рынках растет интерес к кубанской масложировой продукции. В частности, растительных масел: рапсового и соевого.

Это в очередной раз подтвердили результаты Всероссийской премии «Экспортер года». Краснодарский край закрепил за собой позиции одного из ведущих регионов России по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. И Кубань по-прежнему сохраняет статус гаранта продовольственной безопасности государства.

Основные направления экспорта продукции АПК – проверенные партнеры: Ближний Восток, Северная Африка, Азия. Отчетливо вырисовывается интерес заграничных потребителей и к другой, несырьевой и неэнергетической, продукции региона, в том числе высокотехнологичной. Это доказывает ее качество и высокую конкурентоспособность.

Лучших экспортеров Южного федерального округа определила Единая окружная конкурсная комиссия. Победителями в 17 различных номинациях стали предприятия малого и среднего бизнеса, крупные промышленные предприятия. Выбирали тех, кто достиг особых успехов в экспорте несырьевых и неэнергетических товаров, работ, услуг, а также результатов интеллектуальной деятельности. По итогам конкурса лидером округа по экспортным результатам стал Краснодарский край: кубанские компании заняли максимальное количество призовых мест (17). На втором месте – Ростовская область (14 призовых мест), на третьем — Волгоградская (13 призовых мест).

Премия «Экспортер года» учреждена Правительством РФ для поощрения организаций и индивидуальных предпринимателей, достигших исключительных результатов в экспортной деятельности. Премия является символом государственного признания заслуг экспортеров в укреплении национальной экономики и продвижении российской конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки.

Но без усилий, организаторской и продвигающей работы со стороны краевых властей такого убедительного успеха можно было и не дождаться. Выход на внешние рынки связан с большим количеством международных условий: подтверждение качества продукции, соответствие зарубежным стандартам и сертификации. Многих, особенно представителей малого и среднего бизнеса, эти этапы пугают, если не сказать отталкивают. Для преодоления этого барьера в регионе и ведется обширная работа с предпринимателями.

Инструменты для экспорта

Меры поддержки экспортеров генерируются беспрерывно и доносятся до потенциальных экспортеров на крупных площадках. Подобный семинар провели в августе на базе муниципального центра развития предпринимательства «Платформа» в Краснодаре. Его организовал региональный Центр поддержки экспорта при содействии администрации Краснодара в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

– Мы регулярно проводим встречи с представителями малого и среднего бизнеса, которые планируют выйти на экспорт или расширить географию поставок. В разных муниципальных образованиях организуем семинары и круглые столы, в том числе в рамках регионального проекта «Экспортный бустер». Только с начала этого года провели около 50 информационных и обучающих мероприятий, – сказал директор Центра Роман Воротников.

В семинаре также приняли участие представители управления развития инвестиций и экспорта департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.

Участники семинара обсудили организацию поставок товаров и услуг в зарубежные страны, стратегии выхода на международный рынок, федеральные и региональные меры поддержки предприятий, ориентированных на экспорт.

Эксперты рассказали заинтересованным предпринимателям, как найти иностранного партнера, выстроить логистику, пройти таможню, правильно использовать финансовые инструменты при экспорте, получить международную регистрацию бренда. Там же представители кубанских компаний-экспортеров поделились опытом выхода на зарубежные рынки.

Также на семинаре обсудили реализацию акселерационного проекта «Экспортный бустер». Его реализует Центр поддержки экспорта совместно с региональным департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. В рамках программы проходят выезды специалистов на предприятия, проводится экспортный аудит для подготовки компаний для выхода на зарубежные рынки, расширения географии поставок и получения господдержки.

А в Новороссийске предпринимателям рассказали о мерах поддержки экспортеров. Семинар был организовали в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» региональным Центром поддержки экспорта при содействии администрации Новороссийска, краевого департамента инвестиций и развития МСП.

– На Кубани действует комплекс мер, направленных на поддержку экспортеров. Мы помогаем как компаниям, только планирующим выйти на зарубежные рынки, так и тем предприятиям, которые уже поставляют продукцию за границу. Кроме того, активно сотрудничаем с муниципальными образованиями, регулярно проводим выездные семинары по развитию экспортной деятельности на территории различных экономических зон, чтобы как можно больше представителей малого и среднего бизнеса могли воспользоваться нашими услугами, – рассказал директор Центра Роман Воротников.

В семинаре также приняли участие представители управления развития инвестиций и экспорта департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, представители администрации Новороссийска и Новороссийской торгово-промышленной палаты.

Участники семинара обсудили методы выбора страны для экспорта, стратегии выхода на международный рынок, федеральные и региональные меры поддержки предприятий. Эксперты рассказали, как пройти международную регистрацию бренда, об особенностях аграрного экспорта, возможностях выхода на рынки азиатских стран.

После семинара состоялся выезд специалистов на предприятия, которые занимаются производством макаронных изделий, а также строительством деревянных домов. Эксперты провели аудит для подготовки компаний для выхода на зарубежные рынки, расширения географии поставок и получения мер господдержки.

 

С начала года специалисты Центра поддержки экспорта оказали 1335 услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. 450 организаций МСП воспользовались мерами поддержки Центра по продвижению и выводу кубанской продукции на зарубежные рынки. Объем поддержанного экспорта составил более 23 миллионов долларов США.

 

Возможности заявить о себе

Предприятиям Краснодарского края регулярно предоставляется возможность продемонстрировать свой товар лицом. Так, кубанские производители покажут свою продукцию на крупнейшей ближневосточной продовольственной выставке.

Международная выставка продуктов питания Abu Dhabi International Food Exhibition пройдет с 27 по 29 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах. Участие в ней компаний региона организует региональный Центр поддержки экспорта при содействии департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

–- ОАЭ – крупный промышленный и деловой центр Ближнего Востока, транспортный и логистический хаб, вызывающий большой интерес у компаний региона. Мы намерены укреплять сотрудничество и расширять экспорт продукции. Для этого организуем участие кубанских предприятий в подобных выставочных мероприятиях. Для них это возможность прямого делового контакта с потенциальными клиентами, – сказал директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.

Принять участие в выставке могут представители малого и среднего предпринимательства – производители продуктов питания, упаковочной продукции и пищевого оборудования.

Планируется, что в выставке примут участие более 1,2 тысячи брендов, которые продемонстрируют продукты питания и напитки, технологии и услуги. В рамках мероприятия пройдут более 30 сессий по обмену, дискуссии на актуальные темы.

По итогам 2022 года ОАЭ занимает третье место среди крупнейших стран-контрагентов по экспорту из Краснодарского края.

Подать заявки можно до 29 сентября на сайте. Количество мест ограничено.

Кубанские компании, которые хотят продвигать свою продукцию на зарубежных рынках, смогут принять участие в акселерационной программе для предпринимателей «Экспортный форсаж-2023», который стартует в Краснодаре в начале осени. Первый вводный модуль обучения будет проходить 15 и 16 сентября.

– Краснодарский край вошел в число первых регионов, запустивших акселерационный проект «Экспортный форсаж», и с каждым годом программа получает все больший отклик у представителей бизнеса. В прошлом году успешно прошли два потока программы, по итогам которых участники обучения заключили контракты с компаниями из Белоруссии, Турции, Монголии, Азербайджана и Грузии, – сказал директор Центра поддержки экспорта Роман Воротников.

Программа реализуется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Она направлена на развитие экспортного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса Кубани.

«Экспортный форсаж» нацелен на обучение предпринимателей системному подходу к организации экспортного проекта – от выбора зарубежного рынка до расчета оптимального логистического маршрута, минимизации рисков и снижения издержек.

 

Программу разработала Школа экспорта Российского экспортного центра и реализует Центр поддержки экспорта Краснодарского края.

В каждый поток программы входят шесть образовательных модулей. Они позволят предприятиям получить необходимые знания и навыки для экспортного проекта. Участники получат поддержку на всех этапах со стороны наставников и спикеров.

За время проекта компании определят рынки сбыта, разработают план по повышению конкурентоспособности коммерческих предложений, а также проведут анализ потенциальных рисков. В финале программы организации получат готовые проекты для выхода на зарубежные рынки. В прошлом году участниками программы стали 22 компании.

 

Подробнее о том, как принять участие в программе, можно узнать в Центре поддержки экспорта региона по телефону +7 (861) 231-10-60.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте