1 сентября 2023 г. вступил в силу новый закон о такси, вследствие чего поездки на авто с шашечками могут сильно подорожать. Хотя в последние годы такси стали даже для горожан среднего достатка одним из самых удобных и доступных видов транспорта. Например, Псков можно проехать по диагонали за 150 рублей. Службы такси появились даже в городках с 10–15 тыс. населения, что позволяет нашим людям ездить на такси в булочную из близлежащих садоводств. Но недолго музыка играла.
Поворот судьбы
Причина озабоченности законодателей – отсутствие жёсткого контроля за подбором водителей. Нынче практически кто угодно может арендовать автомобиль службы такси: платишь 1–1, 5 тыс. в день, берёшь «фирменную» машину с шашечками и пытаешься выйти в плюс. Можно зайти в дело и со своим автомобилем: проходишь нехитрую регистрацию и получаешь доступ в систему, на которую оператор выставляет заявки. Успел «схватить заказ» – платишь фирме 20–25% его стоимости. А остальное – твоё после выплаты небольшого налога в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя. Обсуждения, как прижучить таксистскую вольницу, длились в Госдуме около 10 лет.
Новый закон предполагает более строгие нормы регулирования таксомоторных перевозок. К примеру, водителей будут отключать от системы при наличии трёх неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Они должны быть включены в специальный реестр таксистов. Им потребуются более дорогие полисы ОСАГО с пометкой «такси»: обычный стоит 5 тыс., а стоимость специального доходит до 50–100 тысяч. И ещё поди его получи: тема новая, условий куча и страховые компании боятся попасть под штраф за их несоблюдение. Управлять такси запрещается гражданам с непогашенной судимостью, а агрегаторы должны обеспечить ФСБ круглосуточный доступ к своим базам данных.
В законе прописаны также требования к экологическому классу автомобилей или их внешнему виду, которые имеют право вводить региональные власти на своё усмотрение. В Москве, например, ещё с 2018 г. все машины должны быть жёлтого цвета. Не факт, что в Пензенской области завтра потребуют обязательно иметь в такси кожаные сиденья, но региональные ГИБДД наверняка захотят прописать побольше поводов остановить практически любое такси. Похожим образом автоинспекция может докопаться практически до любого дальнобойщика, который вряд ли сможет буквально соблюдать десятки требований.
В любом случае штраф за передачу заказа водителю, не имеющему разрешения на работу, может достигать 500 тыс. рублей, а если такой «нелегал» стал виновником ДТП, то агрегатор несёт солидарную ответственность за последствия. В 30 тыс. рублей обойдётся отсутствие в салоне машины информации о тарифах, до 50 тыс. – отсутствие «шашечек» на борту и фонаря на крыше.
Водитель должен не только знать город, где работает, и основные развязки вокруг него, но и историю этого населённого пункта. Его знания будут проверять на экзамене, хотя и не вполне понятно, как он будет проходить. Таксист не сможет работать больше 40 часов в неделю (или 10 часов в день). Здесь тоже непонятно, как власти собираются контролировать процесс. Дальнобойщиков, например, просто обязали за свой счёт установить специальные счётчики времени, в течение которого работает двигатель (на жаргоне «шайбы»). В Москве, Петербурге и Севастополе власти могут устанавливать и минимальные тарифы на поездки.
Понятно, что если у перевозчика растут издержки, он просто включает их в цену услуги, за которую платит пассажир. Конечно, сразу она не взлетит (1 сентября, например, тарифы такси почти нигде не изменились). По словам главы комитета по вопросам развития таксомоторных перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдана Коношенко, если агрегатор увеличивает стоимость поездки в два раза, то его выручка упадёт раз в пять-шесть. Скорее ценник будет расти постепенно, а уровень комфорта, наоборот, падать. Специалисты отмечают резкое увеличение доли недорогих китайских машин в российских таксопарках. За год она выросла с 3 до 30%, а по итогам 2023 г. может достичь 40–45%.
Одинокий голос человека
Власти пытаются вывести таксистов из тени всю постсоветскую историю. Лет 10 назад журналисты в различных регионах проверяли на себе, как легко стать таксистом. Ведь перед получением водительских прав в ГИБДД каждый проходит через горнило наркологов, психологов и офтальмологов либо, если это возможно в его регионе, покупает готовую справку. А таксистом можно стать за 15 минут. Формально это не трудоустройство, а заключение договора на предоставление диспетчерских услуг: дескать, диспетчер лишь сообщает вам, где нужно забрать клиента, а всё остальное – ваши проблемы.
Обычно в договоре прописано, что никаких рабочих часов у таксиста нет: смена начинается с момента, когда он решит активировать программу в телефоне. Будучи «в игре», он не может отказаться от заказа. Зато закончить работу столь же просто: выключил программу, ни с кем не прощаясь, и поехал домой. Из документов нужно предоставить права и техпаспорт. А единственное требование к автомобилю: иномарка не старше 10 лет.
В большинстве больших городов никто не запрещал водителю заключить «диспетчерские» договоры ещё с парой контор, чтобы заказов было побольше. Кое-где конторы по старинке пользуются для связи с водителями рациями, и у водителей аж по три штуки в ряд на торпеде. Если пошло несколько заказов одновременно, нужно с кем-то из коллег ими поделиться. Отсюда кооперация, потому что за опоздание к клиенту понижается рейтинг водителя. Вообще заработок таксиста зависит от диспетчера. А тот старается отдавать лучшие заказы надёжному человеку, который никогда не подводил, не отказывал метнуться через весь город и вытащить сложный заказ. Хотя формально сама система определяет ближайшую к пассажиру машину.
Спортивный момент: если компания работает с рациями, то заказ устно звучит в эфире и его слышат все, кто в данный момент на линии. Нужно успеть первым нажать на тангенту, словно это ток-шоу «Своя игра», и сообщить свой номер. Чтобы усилить свою рацию, укорачивают провод антенны, придумывают программные «фишки». Есть подозрение, что готовые к таким приёмам опытные таксисты справятся с любыми новыми положениями закона о такси, освоят их под себя.
Власти ведь далеко не всегда старались завинтить таксомоторам гайки. Например, в советские времена на 5-миллионный Ленинград работали три автопарка и всего 1200 машин. В 1990-е они выжили только благодаря женщинам: 90% заказов шло от прекрасного пола, который боялся голосовать на улице. Зато каждый мужик с машиной в непростые времена знал, что голод ему не грозит: ведь можно просто сесть вечером за руль и поехать «бомбить» без всяких аттестаций и регистраций.
Когда рынок насытился тысячами нелегальных участников, власти начали ломать голову, как вернуть их в правовое поле. Но революция случилась естественным путём: когда мобильник есть у каждого, мало кому интересно ловить у дороги «ведро» с разбитым стеклом, за рулём которого не знающий города приезжий. Ведь можно позвонить – и приедет иномарка с навигатором и русским водителем. В 2012 г. в 69-й Федеральный закон, по которому работали такси, внесли либеральные поправки. Теперь и получить разрешение на работу стало проще: можно работать на авто по доверенности, не требуется медицинского освидетельствования водителя и техосмотра машины. Нетрудно и саму контору запустить: надо лишь зарегистрировать юрлицо и предоставить в комитет по транспорту копии документов на каждую машину, которую обслуживает ваш диспетчер. В 2010‑е цены на такси упали до абсурда: бывало, такси до метро стоило 50 рублей, а билет на автобус – 55.
Естественно, на рынке стало тесно. Ведь кто только не выходит на линию: одним нужны деньги, другим скучно по ночам. На договорах сидит армия личных водителей: пока шеф на совещании, включил рацию – и вперёд (поэтому не нужно удивляться приезду «мерседеса» S-класса). А есть ещё сотни кавказцев на «жигулях» и 20-летних «ауди», которые «отстаиваются» у вокзалов и станций метро. Что в такой ситуации логично делать участнику рынка? Правильно, выдавливать конкурентов с помощью бюрократии.
Есть мнение, что и нынешние «драконовские» нововведения в работу такси инициировали крупные агрегаторы, чтобы выдавить с рынка «мелочь». Но не исключено, что это будет означать возвращение на улицы подзабытых «бомбил». Ведь похожая ситуация сложилась в 1990‑е: официальное такси стоит в 4 раза дороже, чем если просто на улице «махнуть крылом». Как гаишники будут пресекать подобные незаконные сделки, с которых государство не получает долю? Как будут доказывать, что притормозивший у «голосующего» водитель незаконно оказывает ему «транспортную услугу»? Скорее всего, им просто будет наплевать.
Ведь борьба за более цивилизованный рынок имеет шанс стать удачной, когда страна в целом богатеет. И средний класс привыкает к комфорту, который даёт вызов автомобиля к подъезду. Но если цена вырастет в разы, а десятки тысяч голодных водителей не смогут получить разрешение на работу, это вернёт рынок в тень. А не наоборот, как рассчитывают законодатели.