Минфин России признал, что денег в казне все меньше и надо сокращать бюджетные расходы
№ () от 25 июля 2023 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]
«Неизбежны только смерть и выплата налогов» – так говорят в Америке, в которой даже признанного гангстера господина Капоне смогли прищучить только за их неуплату. Что бы мы ни думали о США, там прекрасно понимают, что налоги граждан и предприятий – это основа бюджета: обучение, оборона, здравоохранение, пенсии и другая социалка. Недобирают налоги – страна беднеет. Люди беднеют. При этом во всём мире именно налогами немного выравнивается социальное неравенство. Бедные их практически не платят, богатые платят много. «C'est la vie», – говорят учёные французы. Мы же только констатируем: «Таковой она должна быть».
Великолепная семёрка и Минфин
Минфин России признал: денег в казне всё меньше и меньше. Надо сокращать расходы бюджета. Пока не кардинально, «всего-то» секвестр на 10%. Что будут резать, понятно: пока трогать защищённые (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и вообще социальная политика, здравоохранение, образование) статьи не будут. Электорат не поймёт. А вот такие статьи, как «национальная экономика», «охрана окружающей среды», «культура, кинематография», «физическая культура и спорт», возможно, и оптимизируют. Кстати, в отличие от многих стран мира у нас на законодательном уровне нет разделения расходов казны на защищённые и незащищённые. Как государство решит, так тому и быть.
Естественно, бюджет не бездонная бочка, из которой можно черпать, не вливая в неё новые ресурсы. Чем меньше ресурсов, тем быстрее появится дно у бочки. Поэтому задача любого государства с любым социальным строем и любым правительством – заполнить бочку-бюджет как можно больше. Чем? Да именно пресловутыми налогами. Как подсчитали учёные-экономисты из Комиссии РАН по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам, созданной по указанию президента РАН Красникова, основные налоги дают 90% консолидированного бюджета!
– На заседании Комиссии РАН мы рассмотрели структуру консолидированного бюджета (КБ) России за 2019 год, объём которого составил 39 497, 6 миллиарда рублей. Почему именно за тот год? Всё просто: в 2019 году не было привходящих факторов типа ковида или санкций от СВО. Он наиболее «чистый».
Так вот, если из доходов бюджета исключить статью «прочее» – 4 627, 1 миллиарда рублей (это доходы государства от продажи принадлежащей ему собственности и т.п.), останутся налоги в сумме 34 870, 5 миллиарда от взимания аж 21 налога. Из них всего семь налогов, а именно: на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, НДС внутренний и на импорт, таможенные пошлины и НДПИ принесли в бюджет 31, 4 триллиона рублей! Около 90% налоговых доходов! – рассказал «АН» секретарь Комиссии РАН, почётный профессор Московского налогового института РосНОУ Михаил Абрамов.
Простая математика говорит о том, что на остальные 14 налогов приходится всего 10%. Стоят ли они затрат на своё администрирование – большой вопрос.
Тщательнее надо, ребята
Можно, конечно, пойти дальше и понять: какие налоги приносят больше всего дохода. Но, вероятно, важнее понять уровень их собираемости. Благо буквально несколько лет назад налоговики рапортовали, что у нас в стране создана одна из самых современных и навороченных систем: «Все и всё как на ладони!»
Возьмём, например, самый «любимый» в народе налог – НДФЛ. Бесполезно вдаваться в дискуссию: нужна ли нормальная прогрессивная шкала этого налога. Весь мировой опыт вопиет – необходима! Простой пример. В 2020 г. у нас со всех россиян НДФЛ был собран в объёме 4, 25 триллиона. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 г. выросло на 207 млрд уже не рублей, а долларов. Или по тому курсу – 14, 9 триллиона. Если бы миллиардеры поделились с бюджетом 45% с этого дохода (а именно столько в братском Китае), то собрали бы уже 6, 7 триллиона! И так каждый божий год. Но министры стоят насмерть: «прогрессивная шкала сейчас не рассматривается». Но и без неё собираемость не ахти.
– Наша комиссия пришла к выводу, что налогового контроля за соответствием доходов и расходов практически нет. Судите сами: в 2019 году в России собрали НДФЛ и страховые социальные сборы на сумму 11 триллионов рублей. Обе эти позиции имеют общую налогооблагаемую базу – доходы населения. Не буду путать читателя формулами расчёта, но эта база в 2019-м составила 36, 7 триллиона рублей. Это расчётные доходы населения. А вот потребительские расходы наших граждан как внутри страны, так и за рубежом зафиксированы в размере 71, 04 триллиона. Простым русским языком говоря, если НДФЛ и социальные налоги собирались бы в полном объёме, то их должно быть вместо одиннадцати почти 22 триллиона рублей. То есть недобрали половину! – возмущается почётный профессор Московского налогового института РосНОУ Абрамов.
Есть ещё и такой сбор, как налог на добавленную стоимость. Коротко – НДС. Каждый, кто изучал чек из магазина, видел эту надпись: «Итого, в том числе НДС». Почти пятая часть почти каждой покупки уходит в закрома родины. Как уверяют отечественные финансисты, собираемость его одна из самых высоких – почти 100%. Но, как подсчитали учёные, ребята немного лукавят.
В том же любимом 2019 г. за продукцию, произведённую и реализованную в России, с отраслей, облагаемых НДС, было собрано 4, 26 триллиона рублей. Ставка налога –18%. Делим и получаем общую добавленную стоимость продукции, с которой уплачен НДС в 23, 67 триллиона. Ок! Берём данные Росстата и видим: валовая добавленная стоимость отраслей, облагаемых НДС, составила уже не 23, а целых 78, 9 триллиона! С этой, несколько «отличающейся», суммы уплачено должно было быть 14, 2 триллиона рублей. То есть собираемость составила 30%. Треть! Или Росстат ошибся в три раза, – предполагает Абрамов.
Даже на этих двух примерах видно, что налоговая система требует настройки. Особенно это важно сегодня, сейчас. Нефтегазовые доходы, по данным Минфина на 7 июля, за январь–июнь 2023 г. снизились на 47% до 3, 382 трлн рублей. Параллельно растут оборонные и социальные расходы. Понемногу раскачивается гражданская промышленность, даже несмотря на заградительную ключевую ставку ЦБ (и это тема отдельных будущих материалов «АН»), но ей ещё раскачиваться и раскачиваться. Да и помогать ей надо. В общем, деньги нужны здесь и сейчас.
Искать не под фонарём
Бородатый анекдот о мужике, который ищет потерянные часы там, где светлее, в наших экономических реалиях вновь становится актуальным. Министр финансов Силуанов в сложной ситуации привычно собирается прибегнуть к ножницам для бюджета. Других вариантов почему-то не предлагается. А они, как суслик из фильма, естественно, есть.
В начале материала мы уже говорили о прогрессивной шкале налогов для самых обеспеченных россиян. Точнее, о нежелании её вводить, ссылаясь на различные обстоятельства. Но не упомянули о колоссальных дивидендах. Добавим немного цифр для наглядности.
– По подсчётам экономистов, опирающихся на открытые данные, годовая сумма зарплаты, выплаченная 161 тысяче работников металлургических предприятий России, составила 47, 8 миллиарда рублей, а сумма выведенных в офшоры и не облагаемых подоходным налогом дивидендов акционеров этих предприятий составила 79, 8 миллиарда, почти в 1, 7 раза больше. А ведь в офшорах у нас не только металлургические предприятия. По приблизительным оценкам экспертов, богатые граждане России держат в офшорах активы на более чем триллион долларов. Никто не призывает их раскулачивать, но какие-то ограничения, какая-то польза для страны, в которой они заработали эти средства, должна быть, – считает секретарь Комиссии РАН Михаил Абрамов.
В отчёте учёных, который называется прямо – «Рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы», множество подобных примеров. Суммарно специалисты-налоговики, математики и экономисты, которые его готовили, подсчитали, что если бы их рекомендации по настройке налоговой системы сработали в 2019 г., то, держитесь за стул, вместо 39, 5 триллиона рублей доходов консолидированный бюджет страны получил бы 73 383 триллиона рублей. Ощущаете разницу?! И это всего один только год.
Учёные, входящие в Комиссию, а это член Президиума РАН академик Роберт Нигматулин, членкор РАН, директор ЦЭМИ РАН Альберт Бахтизин, доктор наук, государственный советник налоговой службы II ранга Владимир Кашин, наш собеседник Михаил Абрамов (не последние имена!), взяли на себя смелость рекомендовать чиновникам некоторые параметры настройки налоговой системы страны, пока не вернувшейся с войны.
Например, раз ФНС у нас такая вездесущая и цифровая, то обязать её проверять соответствие расходов физических лиц получаемым ими доходам и контролировать уплату подоходного налога. Поверьте, работа с таким массивом больших данных вполне по силам тому оборудованию и программному обеспечению, которое есть у ФНС. И тогда уже пресловутой тёще наших Корейко придётся доказывать, откуда у неё 15 квартир.
Параллельно и буквально «вчера» ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым налогом доходом до 30 тыс. рублей в месяц, 13% – доход от 30 до 250 тыс. в месяц, 30% – от 250 тыс. до 1 миллиона и 50% – свыше миллиона.
Два этих параграфа, принятые совместно, закроют большинство лазеек для ухода от постулата «Делиться надо!». И дополнительно принесут в казну примерно 20 триллионов рублей. Двадцать триллионов рублей в год! А вы говорите: «Секвестр, секвестр!»
Конечно, ни в одной стране мира не собирают 100% налогов и сборов. Это утопия. Конечно, ни в одной стране мира нет вселенской радости, когда приходит пора платить государству. Но в цивилизованных странах, а в некоторых из них отчисления – не дай бог, понимают: «Надо делиться». Богатые должны нести большее налоговое бремя, небогатые – меньшее. Бедные зачастую вообще его не несут. А государство, в свою очередь, старается сделать так, чтобы ни один фунт, евро, доллар или юань, который положено заплатить, не прошёл мимо казны.