По итогам 2023 года число самозанятых в России может вырасти до 10 млн человек
№ () от 21 марта 2023 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Сегодня в России уже 6, 5 млн самозанятых, а по итогам 2023 г. их число может составить, по различным оценкам, 8–10 млн человек. Хотя в 2019 г., когда в стране рождалась новая форма трудовых отношений, оценки были в основном скептическими: дескать, государство хочет вывести из тени всех «подпольщиков» и обложить их по полной. Пока опасения не оправдываются: самозанятые платят 4–6% с дохода, банки всё охотнее дают им кредиты, а крупный бизнес предпочитает штатному персоналу.
И тайное станет явным
Как рассказывали «АН», в середине 2010-х в Высшей школе экономики насчитали 17–18 млн не платящих налоги, а в Росстате говорили про 15 миллионов. Вице-премьер Ольга Голодец отметила, что правительство не понимает, где и как заняты аж 38 млн трудоспособных россиян. Это больше, чем жителей Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Чехии, Словакии и Болгарии, вместе взятых.
Вдоль федеральных железных и автодорог целые посёлки заняты обслуживанием пассажиропотока. Например, поезд Москва – Адлер имеет на своём пути два десятка остановок на небольших станциях. И тотчас к нему бежит, кажется, всё местное население с пирожками, водкой, мясом в горшочках. Вряд ли они зарегистрированы в налоговой. В городах хранят дома трудовую книжку сотни программистов, фотографов, бухгалтеров, журналистов. Но большинство «нелегалов» обосновались в гаражах: в одном боксе собирают мебель, во втором делают краску, в третьем – стеклопакеты. Народ опасался: «Выйти из тени? Зарегистрироваться? Да ко мне тут же слетится пятнадцать комиссий».
Когда замглавы Минтруда Татьяна Блинова признала, что число безработных россиян в 2015 г. году росло на 20 тыс. человек в неделю, на биржу труда почему-то вставало в 4–5 раз меньше людей. Понятно, что деньги из тумбочки они долго доставать не смогут. Государство очень хотело превратить их в налогоплательщиков, но первые его шаги были по‑казённому корявыми.
Ещё в 2013 г. Минфин и Минэкономразвития предложили ввести патенты для самозанятых и брать за них по первости немного – по тысяче рублей в месяц. Но народ не решился дать даже палец, резонно опасаясь, что следом отхватят всю руку. В 2017-м правительство поступило хитрее, определив три категории самозанятых – репетиторы, домработницы и нянечки. Им объявили налоговые каникулы на два года и предложили добровольно встать на учёт в налоговой службе. Но по всей стране совету последовали лишь 2, 5 тыс. человек. И очень похоже, что среди этих «сознательных» немалая часть как раз «индивидуальные предприниматели», которым сегодня приходится платить в ПФР и ФОМС по 50 тыс. рублей в год, даже если у них вовсе нет оборота. А «нелегалы» остались глухи.
К осени 2018 г. Дума обсуждала уже новый законопроект. Жители в четырёх пилотных регионах должны зарегистрироваться в ФНС с помощью мобильного приложения и отчислять 4% от каждой сделки с физическим лицом и 6%, если партнёр имеет юрлицо. Своё лицо власть тоже показала: хотя в законе прописаны те же три категории самозанятых (репетиторы, домработницы и няни), за неповиновение уже предусмотрены санкции: у тех, кто впервые не сообщил в налоговую о своём доходе, отберут 20%, а во второй раз – все 100. А злостных уклонистов предлагалось паковать по 171-й статье Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).
Вроде бы ФНС готова верить самозанятым на слово – 10 тыс. он заработал или 50 тысяч. Но менталитет налоговиков, особенно в провинции, таков, что они и в среднем-то предпринимателе видят холопа, который ежесекундно пытается объегорить царёву казну. Ему могут заблокировать счета, если у него всего лишь глаза бегают. Или, наоборот, не бегают, хотя должны бы. А самозанятый по сравнению со средним предпринимателем и вовсе клоп. Можно ли клопам рассчитывать на уважительное отношение, когда на каждого из них появится учётная карточка?
В законопроекте был нюанс, отдающий крепостным правом: в течение года менять регион регистрации можно не более одного раза. Кроме того, согласно исследованию аналитического центра НАФИ, у 89% людей, работающих теми же нянями и репетиторами, есть постоянная или временная работа, с которой работодатель и так платит налоги и страховые взносы. Какова вероятность, что такие люди пойдут регистрироваться в качестве самозанятых? Скорее уж они продолжат жить по старинке. А если власти развернут на них реальную охоту, то просто бросят подработки и будут смотреть на диване фильмы. Хотя к концу 2010-х в России каждый шестой гражданин и так официально жил за чертой бедности.
Занимательные отношения
Как ни странно, в пандемию коронавируса государство стало более адекватным. Вероятно, чиновники на местах верно истолковали месседж Москвы: главное сейчас – не допустить озлобления обывателя, и без того оказавшегося в новой реальности. И сарафанное радио понесло от стола к столу благую весть: зарегистрироваться самозанятым на «Госуслугах» можно за час, платить налоги (4% при работе с физлицами и 6% – если у партнёра есть юрлицо) по Интернету проще простого. И даже ходить никуда не нужно.
В 2022 г. число самозанятых возросло в 1, 7 раза, их общая выручка составила 125, 8 млрд рублей. Опросы, проводимые рекрутинговыми агентствами, полны оптимизма: попробоваться в новой роли работающего «на себя» готовы до 70% россиян. И это уже не только студенты, молодые матери и фрилансеры, нуждающиеся в подработке, но и те, кому новый формат заменил основную работу. Самозанятый, как правило, сам выбирает удобные время и место, не зависит напрямую от начальства и получает деньги по факту. А не зарплату за этот месяц в конце следующего.
Появились и сервисы безопасных сделок – теперь не нужно бояться, что кинут при договоре «на слово». Число зарегистрированных на таких платформах самозанятых ежемесячно растёт примерно на 10%. Это неудивительно: во многих госучреждениях, где нужно постоянно повышать зарплату, народ переводят на неполный рабочий день или на 0, 5 ставки. И он охотнее уходит в самозанятые. Тем более что вообще без статуса на подработки берут менее охотно. Нет, конечно, никто не собирается документально оформлять наём бригады на ремонт квартиры. Но «за самозанятость», скорее всего, спросят при найме на производство в «третью смену».
Да, среди самозанятых довольно много людей рабочих специальностей, которых ещё недавно можно было представить себе только в виде штатных единиц: инженеров, токарей, кадровиков. Ещё 10 лет назад промышленнику показалось бы полным бардаком, если у него на конвейер должен встать вольный работник, которого нельзя лишить премии или вынести выговор «с занесением». Но времена меняются.
Среди основных преимуществ работы с самозанятыми глава рекрутинговой платформы Игорь Знак называет вариативность форм договора: «Это позволяет легко вести документооборот в электронном в виде. С самозанятыми проще начать работать и проще с ними работу прекратить – это не трудовые отношения, которые требуют увольнения и сильно нагружают кадровое делопроизводство». Кроме того, привлекают очень простая регистрация, отсутствие отчётов, не надо применять кассовый аппарат, и самое главное – низкие налоговые ставки. «Условия настолько лояльны, что отказаться от легализации своего бизнеса при них – это уже не боязнь сложностей, а сознательное теневое ведение бизнеса», – говорит налоговый консультант Вера Сиренко.
Конечно, многих смущает, что власти называют 4–6% налогов для самозанятых «специальным налоговым режимом». То есть подразумевается, что «обычный» режим они хотели бы видеть иным, более свирепым. Кроме того, самозанятый не может иметь работников, все товары и услуги должны быть только собственного производства, а выручка не должна превышать 2, 4 млн рублей в год. Нельзя торговать подакцизными товарами или добывать минеральные ресурсы. Зато сняться с учёта можно в любой момент.
Богатые регионы позволяют себе даже программы поддержки самозанятых продвигать. Например, в Подмосковье их около 400 тысяч. По словам министра инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерины Зиновьевой, они могут получить заём до 500 тыс. рублей на срок до 3 лет по ставке от 9% годовых. Им могут дать субсидию для выхода на маркетплейсы и даже оплатить 90% аренды коворкингов.
Впрочем, «специальный режим» для самозанятых можно объяснить не столько щедростью, сколько проблемами властей. Гражданам как бы говорят: не надейтесь на нас, кормите и обслуживайте себя сами. Нам не до вас и ваших копеек. Но на учёт надо взяться, чтобы вы не забывали о нашем существовании.