Крестьянское (фермерское) хозяйство в муниципальном образовании Динской район, возглавляет которое Татьяна Катеринчук, с каждым годом всё крепче и крепче становится на ноги. И во многом — благодаря мерам государственной поддержки.
Сначала саженцы — затем пчелы
— Получается так, что пчеловодство — наше семейное дело. Мой дедушка занимался пчеловодством, и, сколько я себя помню, у нас в семье всегда был мед. Было примерно десять ульев, но пчел на пасеку не вывозили. Мы с супругом выращивали саженцы, но вскоре возникли проблемы с реализацией, и мы решили переключиться на что-то другое — именно на пчеловодство. Но начало нового дела всегда требует какого-то небольшого первоначального капитала. К счастью, у нас он был, потому что какую-то часть скромной прибыли от выращивания саженцев мы понемногу откладывали именно на занятие пчеловодством. А всё потому, что желание стать пчеловодами было очень сильным. Сначала купили трактор отечественного производства и небольшой прицеп под ульи, чтобы вывозить пчел на пасеку в Динском районе. Это было десять лет назад. Поняли, что получается вести пчеловодство, и решили этим заняться основательно — создать крестьянское (фермерское) хозяйство,— говорит Татьяна Катеринчук.
По примеру брата
— Толчком к созданию своего малого сельхозпредприятия послужил пример моего брата Владимира, который организовал свое КФХ. В 2017 году он получил меру государственной поддержки — грант, который помог хозяйству развиться,— говорит Федор, супруг Татьяны Катеринчук. — Вот и мы решили стать участниками конкурса на получение гранта по программе «Агростартап». Собрали необходимые документы, подготовили бизнес-план и направили всё это в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Претендентов на получение гранта было более ста человек, а получили тридцать. В основном это были фермеры, работающие в других отраслях сельского хозяйства. Но на заседании конкурсной комиссии ее представители поняли, что мы пчеловодством занимаемся серьезно и будет продолжать развивать свое дело, поэтому и решили нам выделить грант, размер которого составил три миллиона рублей,— говорит Федор.
Солидное подспорье
Три миллиона — довольно хорошая сумма для развития пчеловодческого хозяйства, потому как дело это затратное. Ульи на пасеку нужно вывозить? А на чём? На стареньком тракторе, который едет чуть быстрее велосипеда? Поэтому Татьяна вместе с мужем решили приобрести новый грузовой микроавтобус. Автомобиль — красавец, большой, вместительный, комфортный.
— В любой работе есть сложности. У пчеловода это еще и переезд, поэтому очень важно, чтобы была налажена логистика,— говорит Федор. — Для этого должен хороший автомобиль, и теперь он у нас есть благодаря полученному от государства гранту. Могу этого утверждать с полной уверенностью, потому что прошел через всё. Начинал с трактора, с помощью которого десять лет возил ульи по всему Динскому району. Затем использовал грузовик, но он же тихоходный, как и трактор. К примеру, пока доезжал до Ростова-на-Дону, уже был, как говорится, никакой. А если переезд в ночное время? Необходимо всё делать очень быстро: выгружать ульи, устанавливать, и на это уходила чуть ли не вся ночь.
— Выезжаешь ночью, а к утру ты уже как выжатый лимон. Поэтому еще раз повторяю, что очень выручил грант, на который мы купили новый микроавтобус. Теперь время на переезды заметно сократилось. В разы,— поясняет Федор.
— Но главное даже не новый высокопроходимый отечественный микроавтобус, который способен перевозить габаритный груз. Главное — это покупка 140 пчелиных семей на меру государственной поддержки. Вот это серьезное укрепление своего дела! До покупки было тридцать, а стало чуть ли не в три раза больше.
Мало того, на грант был приобретен станок для распечатки сотов и две медогонки. Дело в том, что после того, как запечатанные рамки с медом изъяты из ульев, необходимо откачивать мед в медогонках. Для постановки рамок в медогонки нужно с сотов убрать восковые крышечки. Этот процесс и называется распечаткой, так как пчеловод открывает ранее запечатанные воском ячейки с медом. А медогонка — это оборудование пасечника, предназначенное для откачки меда из сотовых рамок.
На тот момент Федор увеличил размер прицепа, который смог вместить 140 ульев. В итоге есть увеличившееся количество ульев и мощный микроавтобус, с помощью которого можно вывозить пчел на пасеку. Причем не на стареньком грузовике, а на новой машине.
— Покупка пчелиных семей, микроавтобуса и оборудования для ведения пчеловодства весьма большая статья финансовых расходов, и если бы не мера государственной поддержки в виде гранта, то ничего этого у нас бы не было,— считает глава крестьянского (фермерского) хозяйства Татьяна Катеринчук.
Я в дороге, я в пути
Как правило, в феврале в окрестностях Горячего Ключа зацветает кизил, и это первый сигнал фермерам: необходимо готовиться к вывозу ульев на пасеку. Конечно, в этом случае многое зависит от погоды. Какой смысл отправляться в поездку, если стоит ненастная погода?
В начале марта, точнее восьмого числа, фермеры выезжают в предгорную зону — обычно в станицу Саратовскую, где растут три вида боярышника, кизил, а также черноклен, который считается одним из лучших медоносов.
Стоят там фермеры порядка двух месяцев — занимаются пчелами, чистят ульи и т. д. До цветения белой акации в первых числах мая. Затем фермеры переезжают в станицу Новоминскую, где стоят на пасеке в течение четырех — пяти недель. Если погода располагает, то после Новоминской переезжают в Ростовскую область — в города Гуково и Зверево, где акация цветет чуть дольше. Или едут в муниципальное образование Ейский район.
Краснодарский край большой, расстояния немалые. Когда цветет акация, то фермеры переезжают с места на место, чтобы пчелы успели собрать нектар. Вот и получается, что переезд за переездом, чтобы затем быть с медом.
Есть еще один момент. Стоят пчеловоды в одном месте, а рядом с пасекой растет рапс, на котором аграрии решили потравить сельхозвредителей. Если заранее об этом пчеловодов предупредили — это одно, а если нет? В этом случае приходится отъезжать от этого места на почтительное расстояние, чтобы пчелы не пострадали.
Целая наука
Татьяна Катеринчук подчеркивает, что мир пчел — это целая наука. В то же время каждый пчеловод делает всё по-своему, нарабатывает опыт, чтобы его работа была успешной. А всё потому, что понимает: это постоянная ответственность и кропотливый труд.
Непосвященный человек скажет, что пчела — она и есть пчела. А ведь эти насекомые разнятся между собой.
— В советское время были популярны лишь шесть основных пород пчел. Это карпатская, западносибирская, сибирская, которая очень морозоустойчивая, а также итальянка, кавказянка и среднерусская. И в каждом климате они «работали». А сейчас пошли и новые селекции пчел,— уточняет Татьяна Катеринчук. — В Краснодарском крае половина пчеловодов держат пчел породы карника и столько же — породы бакфаст.
По ее словам, карника — продуктивная порода и ее продуктивность в полтора раза выше, чем у других пчел. Кроме того, эта порода имеет высокий иммунитет к большей части заболеваний. Что касается породы бакфаст, то она уникальна. Возможно, лучшая из ныне существующих, потому что очень продуктивная: одна пчелиная семья за сезон дает порядка пятидесяти килограммов меда.
С пчелами на «ты»
Пчела чувствует доброе отношение к себе. Она не жалит без причины — пчела нападает лишь только в том случае, если ей угрожает опасность. Нужно также учитывать и интересы пчелы. Если забирать у нее весь мед, то она погибнет.
Как заметил ученый Карл Фриш, жизнь пчел подобна волшебному колодцу: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется. Это люди бывают разные — и плохие, и хорошие. А пчелы все замечательные.
В пчелиной семье более пятидесяти «профессионалов» — тружеников, но среди них нет ни надсмотрщиков, ни бригадиров. Просто все делают одно общее дело. Вот если бы люди так относились к своей работе, они были бы более успешными.
Так и пчеловод. Он никогда не будет ленивым, потому что видит пчел, их поразительное трудолюбие. Такое же полное «погружение» в свое дело, как у пчел, и у Татьяны с супругом. Если кто-то полагает, что пчеловодство легко: откачал мед — и отдыхай, то заблуждается. На самом деле это постоянная работа не только летом, но и зимой.
— Поэтому, вкладывая в дело душу, развиваешься и совершенствуешься. Работа с пчелами учит быть терпеливым и внимательным, учит думать, развивает способность искать решения. Учит при неудачах не опускать руки и продолжать идти вперед к намеченной цели. Необходимо иметь желание работать и получать удовольствие от своего труда,— считает Татьяна Катеринчук.
Свой, качественный
В крестьянском (фермерском) хозяйстве Татьяны Катеринчук производят мед трех видов: из боярышника, черноклена и акации. Налажен его сбыт: КФХ постоянно участвует в различных ярмарках. По мнению покупателей, их устраивает качество меда, а это самое главное. Продукт не только качественный, но еще и красивый. Но то, что вкусный, можно даже не говорить, потому что так считают многочисленные покупатели.
И не только они. Свой мед всегда на столе в семье Татьяны Катеринчук. Солнечный, ароматный. Родителям помогает шестнадцатилетний Михаил и десятилетний Ваня. Это важно, когда дети видят, как достается трудовой рубль, и с юного возраста приучены к труду.
— Человеку может и жизни не хватить, чтобы понять пчел. Каждый день сталкиваешься с чем-то новым. Чтобы дело шло успешно, необходимо постоянно совершенствовать и знания, и практику. Поэтому я постоянно учусь, ведь нет предела совершенству. Разумеется, мы с супругом хотели, чтобы мои дети переняли страсть к пчеловодству и продолжили наше дело,— говорит Татьяна Катеринчук.
«Медовая» философия
По мнению Татьяны Катеринчук, фермеры на Кубани имеют все возможности для развития своих малых сельхозпредприятий, тем более есть различные меры государственной поддержки.
— Мы же воспользовались такой возможностью и заметно укрепили свое крестьянское (фермерское) хозяйство. И количество пчелиных семей в разы увеличили и автомобиль для перевозки ульев приобрели. И это всё на грант. Занимаясь пчеловодством, ты делаешь всё, чтобы пчелам было хорошо. Втягиваешься в этот процесс, тратишь очень много времени и денег, и не факт, что в итоге будет прибыль. Но если не вкладываешься, то ничего не получишь. Пчелы изменили мой образ жизни. Пчеловодство требует в первую очередь дисциплины. Без этого не добьешься хороших результатов. Весь цикл работ необходимо проводить вовремя, ничего не забывая и не делая ничего, что могло бы повредить пчелам. Поэтому привыкла всё делать вовремя, не откладывая. И с полной отдачей. Работа в пчеловодстве учит при неудачах не опускать руки и продолжать идти только вперед, к намеченной цели. А цель одна: развивать свое малое сельхозпредприятие и производить качественный и вкусный мед для жителей Краснодарского края. Планируем расширяться, потому что уже вышли из разряда пчеловодов-любителей: у нас уже более двухсот ульев. А от двухсот до пятисот ульев — это уже профессиональный подход к работе,— говорит глава крестьянского (фермерского) хозяйства Татьяна Катеринчук.