Исполнительный директор Фонда развития инноваций Краснодарского края Ольга Лукашева рассказала, почему именно сейчас пришло время для серьезного прорыва.
Единое окно для инновационных идей
— Ольга Викторовна, исполнился год, как Фонд развития инноваций работает в новом формате. Что сделано за это время?
— Главное — мы смогли подхватить ту инициативу, которая шла от неравнодушных людей, новаторов. Они сидели со своими разработками, не зная, куда податься. И сейчас у них есть возможность прийти в наш фонд, бесплатно пройти обучающую акселерационную программу, найти партнеров, открыть собственное дело на основе своей инновационной разработки, выйти на международные рынки. Возможностей много. И все услуги, которые связаны с инновациями, теперь можно получить в режиме одного окна.
— А есть ли у нас какой-то реестр инноваторов?
— Единого института инноваторов как такового не было. И сейчас мы вместе с муниципалитетами пытаемся его сделать. Когда у нас появился Фонд развития инноваций, он стал некоей точкой притяжения, здесь инноваторы стали видеть базовую площадку, где они могут получить государственную поддержку. У нас за последний год в разы возросло число получателей услуг. Вся наша система работы направлена на то, чтобы мы смогли подхватить инициативу, которая идет от неравнодушных людей. Чтоб они не сидели по домам со своими разработками, а активно их внедряли в производство, которое сейчас остро в этом нуждается. Одно дело — придумать идею, и другое — понять, как с ней выйти на рынок. Примерно в половине муниципалитетов Кубани мы провели свои мероприятия. Сначала мы просто искали инноваторов. А когда в районах пошла молва, мы поняли, что есть такая потребность, инноваторы сами нас стали искать. Мы их потом приводили в акселераторы, на хакатоны.
Есть привычная траектория развития инноваций. После инновационного триггера, то есть фазы запуска, когда идея «прорывается в свет», обсуждается, у новатора возникает пик возросших ожиданий. Он начинает переоценивать свои ожидания. Потом он приходит к тому, что идею надо вывести на рынок, а это процесс непростой, и у него идет спад. Так вот, проблема в том, что часть инноваторов остаются на этой стадии: их не оценили — они разочаровываются. Поэтому важно, чтобы была такая структура, как наш фонд, где тебя научат работать в рынке, подхватят твое начинание. И тогда дальше идет траектория просветления.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Воронка инновационных стартапов».
— Это система комплексных мероприятий, которую мы создали совместно с Департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Более девяноста стартапов завершили акселерационные программы в рамках «Воронки». Всего более четырехсот уникальных представителей малого и среднего бизнеса у нас получили услуги. Средний рост выручки по итогам акселерации — более чем в три раза! Более пятидесяти стартапов, пришедших в акселерацию на стадии идеи, сделали свои первые продажи, а значит, инновационные решения были коммерциализованы. Воронка — это когда инноватор может прийти просто со своей идеей. Потом пойти поучиться в акселератор — там тебя научат превращать твою идею в бизнес-продукт. Потом поучаствовать в хакатоне, когда команды соревнуются за самое оптимальное решение для поставленной задачи. Всего у нас было девять акселерационных программ и девять хакатонов.
Ничего не платите, это бесплатно
— А если у меня бизнеса нет, но есть просто идея в голове, можно ли к вам прийти?
— Конечно. Вот у нас были проекты, которые были представлены только на уровне идеи. И спустя десять недель (столько длится обучающая акселерационная программа) ты свой проект превращаешь в минимальный жизнеспособный продукт, то есть рынок у тебя его готов купить. А потом ты уже можешь доращивать функции. Вот пример: инноватор пришел с идеей. Потом он набирает команду, работает с трекером, находит деньги, открывает бизнес. И создает мини-завод. Сегодня у него уже шестьдесят партнеров. И всего за десять недель он достигает этого прогресса!
— Ух ты, как здорово! Ты фактически бесплатно получаешь антикризисного директора...
— Это глубокое заблуждение! Если кто-то думает, что на десять недель в период акселерационной программы ты получаешь директора, который за тебя делает всю работу, это не так. Ты должен сам глубоко погрузиться в это, работать с трекером, который будет тебя направлять. Встречи с трекером — каждую неделю. Это и встречи с другими командами. Если ты полностью не готов погрузиться в эту учебу, лучше в нее не идти: время будет потрачено зря. Но если ты будешь учиться все десять недель, это не пройдет даром.
— Надо ли платить за ваши услуги?
— Вся наша работа — это форма государственной поддержки. И эта помощь для субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, зарегистрированных в Краснодарском крае, бесплатная.
Вот, кстати, и руководители предприятий, которые сегодня в новой экономической реальности лишились привычных поставщиков и делают акцент на импортозамещении — мыслят уже по-другому. Предположим, остро нужен производителю какой-нибудь датчик сенсора. И он понимает, что теперь этот датчик будет делать сам. Он приходит к нам и говорит: «Мне нужен тот инноватор, который это придумает и сделает, потому что я потерял прежнюю поставку. Где можно найти такого Кулибина?» Когда компании узнают, что можно не тратить деньги собственника, а прийти к нам, они становятся к нам в строй инновационной системы. И это хороший промежуточный итог нашей «Воронки».
— Получается, фонд фактически формирует интеллектуальную элиту для бизнеса?
— Мы, скорее, создаем некое кооперационное пространство между бизнесом, инноваторами, структурами поддержки, властью, вузами, наукой. Все, кто причастен к инновациям, должны иметь поле для взаимодействия. С этой целью мы сейчас создали большой портал, который будет ступенькой в этой кооперации. И приглашаем всех заходить на наш портал и, пользуясь определенной навигацией, искать для себя новые возможности. Разделы кластера объединяют информацию о ключевых инновационных событиях в крае, а также способствуют вовлечению инновационной деятельности в предпринимательскую.
Глубокая «прокачка»
— Ольга Викторовна, какие форматы работы вашего фонда самые популярные?
— Это хакатоны, своеобразный марафон (иногда его участники работают в формате 48 часов — практически без сна), когда команда сообща решает какую-то кейсовую проблемную задачу отрасли, муниципального образования, для решения которой необходимо разработать некий IT-продукт.
С начала нынешнего года было проведено девять хакатонов. Бизнес эффективно использует хакатоны для решения внутренних задач и привлечения IT-стартапов путем личного контакта, а разработчики получают возможность трудоустроиться в ведущих корпорациях. Глобально эти мероприятия увеличивают интерес к IT-индустрии, помогают ее развитию, а также формированию и отслеживанию трендов. Большое количество созданных креативных и реально востребованных в отрасли IT-проектов за девять прошедших хакатонов свидетельствует о высокой эффективности такого инструмента.
— Расскажите, пожалуйста, о самых интересных проектах, которые отрабатывались на хакатонах.
— На хакатонах команды соревнуются за возможность разработать самое эффективное решение для той отрасли, которая заявила о своей проблеме. Этот формат дает возможность сгенерировать лучшее решение, поэтому заказчику выгоднее не нанять какую-то компанию, а заявить о своей потребности, чтобы IT-команды поборолись за право быть заказчиком. Так, к нам обратилась Ассоциация девелоперов Краснодарского края, которая объединяет крупных застройщиков региона. Застройщикам понадобилось комплексное цифровое решение для работы с потребителем, чтобы комфорт и сервис были у потребителя в одном приложении. Эти проекты разработаны в рамках хакатона. Они взяты в работу нашими застройщиками и внедряются в жизнь. Был хакатон по сервисам в банковском секторе.
Например, у нас отрабатывались проекты, связанные с автомобильными дорогами. Это использование технологии, позволяющей спрогнозировать, в какой период на дороге могут образоваться ямы. А программный комплекс должен собрать всю эту информацию по всем дорогам, где по прогнозу будут образовываться ямы. Этот проект сейчас отрабатывается с муниципалитетом, который станет заказчиком.
Другой пример: Анапа выступила кейсодателем, связанным с создание цифрового пространства в детском лагере. В чем проблема? Родители отвозят детей в лагерь, а дальше не знают, что происходит с ребенком. Хватаются за сердце, когда ребенок не ответил на очередной телефонный звонок. А если создать цифровое пространство, которое позволяет посмотреть, чем занимается в данный момент ваш ребенок? На хакатоне отрабатывался этот проект. И сейчас он пилотируется в одном из детских санаториев Анапы, санаторий готов приобрести этот программный продукт. А дальше он будет предлагаться уже на рынок. Лучшие продукты, созданные на наших интеллектуальных марафонах, уже пошли дальше в работу.
Сфера IT сквозная для всех отраслей. Она потребовала массовой перестройки сознания. И сейчас идет формирование очень интересных продуктов, а их авторы добиваются серьезных успехов.
Контакты
● Телефон горячей линии 8 (861) 991-25-50
● Адрес: г. Краснодар, ул. Северная, 405, этаж 4, бизнес-центр «Аквариум»
● Сайт innofund23.ru