Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Кубань → Экономика № 29(824) от 27 июля - 2 августа 13+

Санкции дают толчок кубанским фермерам в развитии редких культур

, 12:01

Санкции дают толчок кубанским фермерам в развитии редких культур
Фермер Давид Карапетян / фото Ивана ЖУРАВЛЕВА

Премиальный гарнир

Мы привыкли к тому, что редкая для России культура — спаржа стоит очень дорого. Она хоть и считается гарниром, но особенным, премиальным. Это вам не гречка с картошкой. В гипермаркетах этот овощ можно купить, как говорят, по цене крыла самолета.

А вот до Первой мировой войны спаржа в России выращивалась на более чем десяти тысячах гектаров. Мы ее не только сами выращивали, но еще и продавали в другие страны. Россия занимала первое место по объему экспорта спаржи в Европе. Но потом ее перестали возделывать. Эту еду признали «буржуйской», поля спаржи уничтожили. И лишь в последние годы стали завозить эту культуру из зарубежья.

В свое время нас фактически «подсадили» на спаржу из Европы. Там это широко распространенная культура. И казалось бы, теперь нашим гурманам впору биться в истерике: ах, санкции! ах, мы же так привыкли полакомиться этим полезным продуктом — куда теперь без него!

Действительно, этот продукт очень полезен для здоровья, и многие потребители уже распробовали его вкусовые качества.

Но именно сегодня, когда санкции и трудная логистика, мы наблюдаем удивительную вещь: спаржа начинает дешеветь! А всё потому, что редкие предприниматели берутся за выращивание этого необычного овоща. И у них получается!

Так, есть целые поля спаржи, которая выращивается в самом обычном фермерском хозяйстве в Белореченском районе, руководит которым Давид Карапетян.

Так что гурманы могут успокоиться: импортозамещение в действии! Никаким санкциям не выключить развитие.

— Я родился и жил в Азербайджане,— рассказывает Давид Карапетян. — Там на всех полях было много дикой спаржи. И многие люди занимались тем, что ее собирали и продавали в ближайшем городе. Вот примерно так, как здесь, в Краснодарском крае, люди черемшу собирают и продают. Дело это было выгодным, и я попробовал пересадить дикую спаржу в свой огород. Всё больше стали писать во многих журналах, в том числе зарубежных и научных, насколько она полезна. Я заметил, что в домашних условиях после пересадки корни спаржи улучшаются, толстеют. После этого я уже не мог остановиться. Выращивание спаржи стало мой страстью и хобби, а сегодня — и делом всей жизни. У меня есть корни, которые растут уже 35 лет, я их всем показываю как раритет. Кстати, в горах Краснодарского края тоже полно дикой спаржи.

Давид вместе с семьей переехал в Краснодар и здесь тоже начал везде высаживать спаржу. Потом стал закупать корни в Бельгии, Голландии и выращивал у себя в огороде и в огородах всех своих друзей. Что-то получалось, а что-то — не очень: порой не приживались заморские корни на кубанской земле.

В 2016 году семья приобрела в Абинском районе участок земли в полгектара и посадила спаржу уже профессионально, соблюдая все технологии. Давид официально стал фермером.

Самое большое количество корней завезли в 2020 году из Голландии и посадили в Белореченском районе.

— В Голландии спаржа стоит как мясо. А у нас, когда я начинал заниматься спаржей, она стоила в пять раз дороже мяса,— говорит Давид. — Сейчас моя задача — сделать так, чтобы этот продукт стал по цене доступнее для людей. И пока вижу: да, появляются еще хозяйства, где выращивают этот редкий продукт,— так спаржа из элитного продукта и превратится в обычный гарнир. Такова наша задача. Тогда люди и почувствуют в реальности, что такое импортозамещение.

 

Большой-большой секрет

Мы приехали в Белореченский район, чтобы посмотреть, как выращивается столь уникальная для Кубани культура. И вот видим бескрайние поля спаржи. Целых десять гектаров!

— База этого одного из самых крупных полей спаржи была заложена еще в 2019 году, когда в профессиональном голландском питомнике мы закупили более ста тысяч саженцев спаржи двух сортов,— рассказывает Давид. — В 2021 году они были высажены в Белореченском районе. Сезон длится с пятнадцатого апреля по пятнадцатое июня. А потом готовим почву под будущий урожай. В сезон собираем каждый день триста килограммов спаржи. В последние годы мы постепенно развивались, совершенствовали систему выращивания. Купили оборудование для шоковой заморозки.

Сейчас здесь посажено десять гектаров. Каждый маленький стебелек — в собственном горшочке. Они еще в феврале были выращены в теплицах из семян.

Спаржа — многолетнее растение, живущее до двадцати лет. Выращивают ее двумя способами: семенами и саженцами. Здесь идут по длинному пути: проращивают семена.

В горшочке стебель находится 30—40 дней. А потом его пересаживают в землю. Когда спаржа укоренится, ее пересаживают уже на большое поле. Труд кропотливый и тяжелый: семечко — пикирование — питомник — поле.

В чем самая большая трудность? Выращивание спаржи — это очень капиталоемкий проект. В России никому не удается из семян получить корень, рассказывает Давид. У нас в стране нет такого питомника, где можно купить корни спаржи. Поэтому фермер поставил перед своим коллективом задачу: попробовать вырастить корни. То есть практически с нуля создать питомник спаржи. И засадить под спаржу огромное поле в пятьдесят гектаров.

Задача, надо сказать, амбициозная. Давид планирует высадить пятьсот тысяч (!) саженцев. И уже мы видим первые результаты этого труда.

— В этом году у меня была заявка в Голландию, мы внесли предоплату. Но из-за санкций они приостановили отгрузку и наши корни не выдают,— сетует фермер. — Поэтому через Армению завезли семена, вот из этих семян и будем сами выращивать те корни, которые потом и станут основой нашего питомника, а уже из этих корней многие другие фермеры станут выращивать в России спаржу и не будут зависеть ни от каких санкций.

Голландские семена невозможно размножить, уверен Давид Карапетян. Это специально так сделали генетики, чтоб всё время только у них покупали корни. То есть семена — это большой-большой секрет. И огромные деньги корпораций. Поэтому надо создавать всё свое. И уходить от этой зависимости.

Вот раньше здесь привозили из Европы машину, которая специально сажает спаржу. Она была в аренде. Что делать теперь? Будут менять технологию посева.

Почему сегодня мало кто берется выращивать спаржу? У Давида есть свой ответ:

— Все хотят быстрых денег. Купили семена — надо пять лет вести их под урожай. Многим не хватает терпения — нужны быстрые деньги.

За год шесть месяцев надо пахать, прополку делать, поливать — труд кропотливый, и практически всё идет вручную. Вот в этом году мы заложили урожай, а продажи с него пойдут аж в 2027 году. Мало кто будет столько времени ждать. А мы будем.

Еще, считают эксперты, основная сложность выращивания спаржи состоит в большом количестве ручного труда: на нашем рынке отсутствует необходимая техника. Но всё это не останавливает фанатов своего дела, фермеров, которые, пытаясь преодолеть все невзгоды, развивают собственное дело.

 

Дорогу — новаторам!

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев делает ставку на то, чтобы в новых экономических условиях максимально поддерживать производителей, тех, кто своей деятельностью решает вопросы импортозамещения.

Это дает возможность запустить в крае востребованные производства, найти партнеров в России. Для этого в крае утвержден и последовательно выполняется план обеспечения устойчивости экономики и социальной стабильности. Принято решение о докапитализации фондов, которые оказывают господдержку бизнесу. И самый большой упор делается на ключевых отраслях нашего региона: промышленности и сельском хозяйстве. Так, в 2022 году на развитие регионального агропромышленного комплекса направили 9,8 млрд рублей. Их распределили на сорок мероприятий. Кроме того, 1,8 млрд рублей выделили из федерального бюджета в рамках льготного кредитования.

В Фонде микрофинансирования Краснодарского края фермеры могут получить льготные займы до пяти миллионов рублей всего лишь под 4,25 процента. И многие пользуются этой поддержкой для развития своего предприятия.

Вот почему всё чаще мы видим, как успешно развиваются предприятия, которые спешат занять освободившиеся ниши: в питомниках края садоводы выращивают редкие средиземноморские растения, на морских фермах увеличивается число выращенных мидий и устриц, а на самых обычных кубанских полях можно увидеть засеянную спаржу, выращенную из собственных семян.

Для предпринимателей сегодня важна любая поддержка государства: и финансовая, и консультационная.

— Нам очень помогает администрация Белореченского района. Консультирует, оказывает режим наибольшего благоприятствования,— рассказывает Давид Карапетян. — Наше предприятие уже встало на ноги, но, чтобы дальше развиваться, мы планируем воспользоваться государственной поддержкой. И надеюсь, в консультациях нам окажут помощь в администрации района.

Вот сегодня для всех, кто делает бизнес в агропромышленном комплексе, остро стоит проблема аренды земель. Ее всегда всем не хватает, сколько бы ни дали.

А что касается земли под выращивание спаржи, то для нее пригодны даже неудобья, уверен Давид.

— Мы сейчас проговариваем вопрос о том, что готовы восстанавливать земли, которые считаются непригодными для выращивания спаржи,— делится фермер. — Надеюсь, у нас всё получится и мы воплотим свою мечту: выращивать спаржу и не зависеть ни от каких заморских стран!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram