На голой цифре далеко не уедешь
№ () от 12 июля 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]
В Нижегородской области красивую цифровую телегу запрягают впереди загнанной лошади.
Головокружение от «цифровых успехов»
С недавних пор вал повальной цифровизации из промышленности и экономики в целом стал перемещаться в социальную сферу. И теперь этот модный процесс стал непосредственно влиять на мироощущение населения. В первую очередь на раздвоение сознания, когда из официальных релизов и чиновничьих постов в соцсетях, как из мешка Деда Мороза, сыплются разнообразные цифровые подарки для блага народа, а сам он, в параллельной и далеко не цифровой реальности, продолжает пребывать в состоянии постоянного изумления.
Из этих подарков наиболее громко озвучиваются цифровые достижения в сфере здравоохранения и транспорта.
По информации регионального минздрава и его руководителя Давида Мелик-Гусейнова, с 1 июля для жителей Нижегородской области стал доступен еще один способ для записи к врачам и вызов их на дом – путем подачи заявки через единый портал государственных и муниципальных услуг. Особенно приятно, что цифровому интеллекту будет без разницы прописка заявителя и врач придет по указанному адресу из поликлиники, которая обслуживает этот район. Причем вызвать врача можно для себя и своих родственников. Минздрав продекларировал, что врач придет на вызов в тот же день, а если заявка сделана после обеда, то на следующий.
Дальше – больше. Из тех же источников стало известно, что уже в этом году в регионе планируется запустить цифровой полис обязательного медицинского страхования. Все медицинские организации уже подключены к единой медицинской информационной системе, в которую загружены данные обо всех застрахованных жителях области. В настоящее время технически прорабатывается вопрос обмена данными между регионами.
По мнению медицинских чиновников, цифровой полис ОМС упростит пациентам процедуры получения и обмена полиса. При посещении поликлиник или госпитализации предъявлять его уже не понадобится. Для медицинских работников тоже одни плюсы, прежде всего сокращение времени на немедицинские функции.
Реальность вносит поправки
Просто какая-то эра милосердия наступит, если будут реализованы все эти сами по себе прогрессивные декларации. Однако в нынешних реалиях сделать это будет непросто. Прежде всего из-за неубывающего острого дефицита врачей и среднего медперсонала. Сократить его, в отличие от стремительной цифровизации, значительно сложнее и требует значительного времени и средств. Как ни вызывай врача на дом со всеми удобствами новым цифровым способом, вовремя прийти он не сможет, если необходимый штат в поликлинике не заполнен. То же самое можно сказать и о скорой помощи. А создавать врачей-роботов в необходимых для населения количествах наши технократы пока не научились. Хотя и в этом направлении намечаются подвижки. Создали же первого робота-буфетчицу Дуняшу, которая уже успешно трудится у нас в «столице закатов».
Мало кто сомневается в удобстве цифрового полиса ОМС, но и здесь есть нюансы.
«А почему вы не оставляете выбора тем, кто хочет пользоваться тем, что “можно потрогать”? А если полетят все ваши системы, взломают базы данных – всë, человек будет без полиса? И тогда ни приема, ни направления? Никто из вас не может гарантировать безопасность ваших хваленых цифровых систем», – пишет в комментариях к посту регионального министра на эту тему жительница Нижнего Новгорода, скорее всего, старшего возраста.
И ее опасения в условиях нынешней гибридной войны далеко небеспочвенны. Примеров взлома официальных сайтов госструктур и утраты баз личных данных уже достаточно. Может, не стоит в таких условиях ставить привлекательную в плане освоения значительных бюджетных средств цифровую телегу впереди лошади нерешенных фундаментальных проблем – кадровой и сетевой безопасности. В итоге вся эта громкая виртуальная цифровизация без реальной фундаментальной основы идет на пользу только ее выгодоприобретателям – составителям красивых отчетов и освоителям бюджетных средств.
На голой цифре далеко не уедешь
Подобная картина складывается и в цифровизации транспортной сферы. Сначала нижегородцы как дети радовались новым умным остановкам, но затем их радость стала быстро угасать вместе с экранами табло. А на тех, которые еще работают, высвечиваются такие интервалы прихода автобусов, что вызывают одно расстройство.
То же самое можно сказать и новой интерактивной маршрутной карте, с заявленным функционалом которой уже и так неплохо справляются Яндекс-карты. А уж сколько бюджетных средств освоено на регулярной разработке новых транспортных схем. Тем временем автобусы, троллейбусы и трамваи продолжают ходить с неприличными для «столицы закатов» интервалами. По информации и. о. технического директора Нижегородэлектротранса Василия Синицына, трамваи и троллейбусы в Нижнем Новгороде изношены на 94%. В настоящее время в городе имеется 202 троллейбуса, а ежедневно на маршруты выходят только 100–130 единиц подвижного состава. Если рассматривать работу трамваев, то ситуация усугубляется износом путей, которая достигает 90%. Еще одной причиной невыхода подвижного состава на маршруты является нехватка водителей в количестве 200 человек.
В последнее время, правда, вновь пошли разговоры, причем даже на высоком федеральном уровне, об очередной модернизации городского электротранспорта. До этого муссировались планы о передаче его в концессию. Хотелось, чтобы эти разговоры поскорее реализовались в дела. Однако сделать это в нынешних экономических условиях будет уже сложнее, чем рисовать цифровые транспортные схемы и карты.
С автобусным парком ситуация получше. В последнее время он активно обновляется. Однако, по информации пресс-службы МП Нижегородпассажиравтотранса, только на 200 из 776 (25%) автобусах установлены кондиционеры. Установить их во все автобусы нет технической возможности. Такая вот получается комфортность транспортной среды. Острота кадрового вопроса на предприятии пока тоже не снижается.
В районах области в связи с нехваткой водительского состава сокращаются рейсы и маршруты. Активные жители жалуются на такое безобразие во все инстанции, вплоть до президента. Но в ответ приходят одни чиновничьи отписки. Одну из них, от областного министерства транспорта и автомобильных дорог в ответ на обращение жительницы Городецкого района Валерии Петровой к Президенту РФ Владимиру Путину по вопросу работы общественного транспорта в Городецком районе, мы публикуем в полном объеме:
«Уважаемая Валерия Борисовна!
Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации по вопросу работы общественного транспорта в Городецком районе рассмотрено.
По информации ГП НО “Городецкий пассажирский автомобильный транспорт” принимаются меры для качественного обслуживания населения Городецкого района. Несмотря на изношенность парка автобусов, постоянный недостаток в штатных единицах водителей, кондукторов и специалистов предприятие работает и выполняет социальные задачи. Сообщаем, что обновление подвижного состава социально значимых перевозчиков, обслуживающих маршруты сельской местности, учитывая сложившуюся финансово-экономическую ситуацию и введение санкционных пакетов, планируется начать после определения источников финансирования. В первую очередь рассматривается вопрос обновления подвижного состава в муниципальных образованиях с наиболее сложной ситуацией и значительных последствиях в случае ухудшения транспортного обслуживания населения.
ГП НО “Городецкий пассажирский автомобильный транспорт” обращено внимание:
- на недопустимость нарушения расписания движения, отклонения от пути следования и определенных остановочных пунктов;
- на предоставление качественных услуг и культуры обслуживания пассажиров на маршруте;
- на соблюдение указа губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27 “О введении режима повышенной готовности”.
Начальник управления транспорта Е.Г. Здоренко»
Как видим, такой ответ резко диссонирует с бравурными отчетами о небывалых достижениях в цифровизации транспортной сферы.
Не забывать о старшем поколении
Проблемы информационной безопасности и защиты цифровых систем от киберугроз актуальны и для федеральных структур на территории региона. Например, с 29 июня изменились правила подачи заявлений о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права объектов недвижимости. Об этом сообщила Кадастровая палата по Нижегородской области. С этого дня Росреестр и МФЦ переходят на безбумажный документооборот. Кроме того, Росреестр прекращает принимать почтовые отправления. Подать документы на бумажном носителе можно будет только при личном обращении в МФЦ или заказав услугу выездного приема. Пришедшие по почте заявления будут пересылаться обратно отправителю с уведомлением об актуальных способах подачи заявления.
Для продвинутых пользователей гаджетов подобные новации при их работе без сбоев удобства, конечно, прибавят. А вот старшему поколению самостоятельно их освоить будет вряд ли под силу.
Стройку начинать с фундамента
Чиновников, которые все чаще просят население относиться к их «косякам» с пониманием, тоже понять можно. Осваивать немалые бюджетные деньги на виртуальной цифровизации им гораздо проще и быстрее, чем решать фундаментальные материальные и кадровые проблемы в социальной сфере. Поэтому они и начинают строить дом с крыши, а не с фундамента. В итоге такой домик становится непригодным для реальной жизни.
Но нынешняя мобилизационная реальность в условиях гибридной войны все же заставит чиновников начинать любую стройку традиционно, с прочного социального фундамента, и на его основе уже возводить цифровые и прочие привлекательные для освоения бюджетных средств надстройки. Да и осваивать придется более аккуратно и эффективно. Об этом говорят, в частности, и нарастающие резонансные аресты, и посадки высоких чиновных мошенников во всех сферах.
Что касается непосредственно цифровизации, то здесь надо в первую очередь системно решать фундаментальные проблемы ее объектов: здравоохранения, транспорта, образования, ЖКХ, и прежде всего кадровую.
Необходимо заранее продумывать, как сделать плоды цифровизации доступными для старшего поколения с простыми кнопочными телефонами и даже без оных.
В условиях гибридной войны, на которой нет четкой линии фронта, особенно остро встает проблема, как гарантировать кибербезопасность цифровых систем, защиту от похищения баз личных данных. А сегодня у нас даже сайт Законодательного собрания неизвестные враги взламывают и выводят из строя. В таких условиях назревает создание в регионе подразделения территориальной киберобороны быстрого реагирования из представителей силовых структур и продвинутых в информационной безопасности IT-компаний под эгидой губернатора или даже полпреда.
Сама по себе цифровизация – штука, несомненно, нужная и полезная, однако не стоит забывать, что это прежде всего инструмент улучшения реальной жизни людей, а не только освоенные бюджеты, красивые презентации и отчеты.