Ход военной операции на Украине идёт своим чередом. Он имеет логику и ясные цели. Коллективный ответ Запада тоже имеет свою логику и ясно обозначенные цели. В первую очередь – взломать нашу экономику, нарушить транспортные связи между регионами, парализовать целые отрасли – нефтедобычу, гражданское авиастроение, автопром, оборонку, сельское хозяйство... Это сектора, где у нас давно царствовала «отвёрточная сборка», это когда детали, к примеру, для сделанных якобы в России немецких автомобилей BMW и российской «Лады» поступали к нам из Германии, Франции, США, Италии, Японии и других фигурантов группы стран, объявивших нам санкции. Самый простой пример – французская фирма «Рено» сбежала с АвтоВАЗа и перестала поставлять детали к «Ладам». В том числе – катализаторы. Вот «Лады» и перестали выпускать с этими катализаторами, что увеличило выхлоп СО. То же самое с подушками безопасности – «Лады» начали выпускать без них.
ТО есть мы споткнулись о такую ерунду, о которой и говорить стыдно. Делаем лучшее в мире оружие и не делаем примитивные соты-железки, которые всего-то надо покрыть тонким слоем платины – это про катализаторы. Наши «автопроизводители» до сих пор не умеют делать для них металлические или керамические соты с покрытием из сверхчистого никеля. Смехота – никеля у нас больше, чем у кого бы то ни было, есть технологии его нанесения на болванку катализатора. Он эффективнее платины почти на треть. И на хрен никому из этих самых наших «производителей» такой катализатор не нужен. Да и платину девать некуда – сам бывал на месторождениях самородной платины на Камчатке. У «Норникеля» платина вообще сопутствующий товар при получении никеля. И вот на тебе – платину продай французам, они нанесут её на железные или керамические соты, вставят в ещё одну железяку и продадут тебе «в три конца» как дремучему туземцу.
Кажется, всё это ерунда и скоро рассосётся само собой. Но реальные российские промышленники, которые делают на самом деле много нужных вещей – от мебели до сложнейшего оборудования для оборонки, – давно пребывают в большом напряжении. Делают-то они много, но запасов западных комплектующих, которые используют для конечной сборки, иссякнут месяца через три-четыре. Это касается микроэлектроники, обслуживания гражданских самолётов западной сборки, нефтяного сервисного обслуживания, программного обеспечения, и… То есть времени у нас – полгода, когда могут начаться серьёзные проблемы. Кто думает, что помогут китайцы, – сильно ошибается. Зачем мы им? Газ, нефть и уголь продолжаем поставлять аккуратно и в срок. Зачем им конкуренты в автопроме и гражданском авиастроении?
Впрочем, лить слёзы, сокрушаться и искать виновных в том, что страна попала в ловушку для простаков с целыми секторами экономики, уже поздно.
Нечто похожее было в начале 20-х годов прошлого века. Санкции против нас были 100%-ные, мы были отрезаны от всего мира. Но как-то вывернулись. Сегодня говорят – мол, Сталин железной рукой наводил порядок. Но – важны детали. На них и остановимся, чтобы провести параллели. Остановимся на трёх пунктах.
Давайте вспомним, что такое был НЭП и как он мог появиться при яростных пролетариях и борцах с мировой буржуазией. Начнём с того, что практически все российские промышленники либо были к тому времени истреблены как класс, либо сбежали за границу. И большевики остались у разбитого корыта, когда в стране, кроме голода, не осталось ничего. Тогда и началась новая экономическая политика – НЭП. Она была объявлена большевиками ровно 101 год назад, в 1921 году.
Не станем долго и нудно описывать в деталях эту политику. Можно сказать лишь об основных посылах. Касалась она не только торгашей, известных по юмористическим рассказам Михаила Зощенко, но и производителей. Без них Советского Союза могло и не быть – страна погружалась в голод и нехватку абсолютно всего – от гвоздей до валенок. Поэтому НЭП можно по-современному называть антикризисными мерами. Иными словами – введением понятных и простых законов и правил. В первую очередь о минимальных налогах и терпимом отношении к нэпманам надзорных органов. Всё это позволило наполнить страну, и в первую очередь города, товарами.
Понятно, что сегодня такого ужаса в экономике, как 100 лет назад, нет и в помине. Но в отдельных отраслях, таких, например, как автомобилестроение, фермерство, можно дать развернуться малому бизнесу, который всегда роился вокруг крупных автозаводов. Именно в кустарных мастерских могут сегодня делать недостающие после бегства из страны запчасти. «Малыши» за полгода-год обрастут мясом и станут вполне конкурентоспособными поставщиками.
ВОКРУГ того же АвтоВАЗа, с которого сбежали французы, как грибы после дождя могут возникнуть фабрички с числом работников от 3–5 до нескольких сотен человек. Главное – назначить им налог на прибыль не больше 2%, а то и вовсе от него освободить на 5–10 лет.
Главное сегодня – занять людей работой. Такая нэповская система позволила бы появиться десяткам тысяч малых предприятий с сотнями тысяч рабочих мест. Такой путь прошли не только в Советском Союзе 100 лет назад. Эта политика поставила на ноги экономику Китая, Сингапура и Южной Кореи. Вы будете удивлены, но примерно с 2002 по 2010 год, при президенте В. Путине, нечто похожее на НЭП в отношении малого бизнеса было и в России. Помните, как в городах любых размеров росли магазинчики, кафе и рестораны, фитнес-клубы и танцклассы, салоны тату, китайской медицины и школы йоги. В малый и средний бизнес хлынули 15 млн человек. Обороты всех этих малышей росли в разы каждые 2–3 года. И всё из-за либеральной налоговой и надзорной политики. Но уже с 2010 г. те же самые «регуляторы» начали лютовать. Помимо бандюганов нашлись желающие отбирать у «малышей» и «середняков» бизнес, началось беспощадное применение Уголовного кодекса. Многих бизнесменов переселили в СИЗО. Но об этом ниже. Посмотрите на огромные торговые центры в городах. Пустых витрин, за которыми недавно кипела жизнь, становится всё больше. Так что пришла пора вдохнуть в малый бизнес новую жизнь.
Опыт-то есть. «Маленьким» надо больше льгот! Они быстро превращаются в «средних», их обороты, как и число сотрудников, растут. Они начинают платить налоги. Сегодня для этого самое время. Рынки освободились, нужно занимать людей работой, чтобы они получали зарплату и страна проскочила мимо стагфляции – это когда народу не на что покупать и он стремительно беднеет. При этом разоряются производители, которые не могут продать свой товар. Многие экономисты считают, что мы стоим на пороге серьёзной стагфляции. Поэтому начать политику НЭПа хотя бы в отношении малого бизнеса, фермеров и сферы услуг – сегодня самое время.
Идём дальше. Нужно срочно начать проводить политику сбалансированного курса рубля. Сегодня часть экономистов радуется, что доллар снижается, и многие мечтают о курсе доллара к рублю не больше 1/40. Увы, это будет означать банкротство наших экспортёров, которых и так остаётся немного. В основном – сырьевики. С другой стороны – если курс скакнёт к 1/100, то не останется импорта – покупателей на него в стране не будет. Поэтому наши промышленники, которые работают на экспорт и на внутренний рынок, говорят о сбалансированном курсе 1/70 доллара к рублю. По крайней мере до тех пор, пока доллар будет оставаться универсальной валютой для международных расчётов.
Важнейшим фактором новой экономической политики должен стать возврат нынешней уголовной практики в отношении бизнесменов к практике решения финансовых проблем между хозяйствующими субъектами. Так было ещё лет 10–12 назад. Подозреваемый мог оставаться на свободе под залог, подписку о невыезде. Его дело рассматривалось не в уголовном суде, а в арбитражном. Ещё вариант – в суде присяжных. Увы, такая судебная практика в отношении бизнесменов исчезла. Появилась прочно «криминализированная и уголовизированная» статья 159 УК РФ. Благодаря ей, будь подозреваемый хоть самым примерным семьянином, который всю жизнь исправно платил налоги, но в случае предъявления обвинения по этой статье, он окажется в СИЗО, где может годы провести без предъявления обвинения.
В СИЗО у нас сидят строители, производственники, даже генералы, строившие космодромы. И никакие просьбы и увещевания президента Путина не помогают. Долгие годы он требует от законодателей и правоохранителей привести законы о так называемых «экономических преступлениях» в соответствие времени. Последний раз это прозвучало на его встрече с лидерами парламентских фракций. Только подумайте – уже треть Украины надо восстанавливать, а в СИЗО парятся на нарах как гражданские, так и военные строители. Дайте им, кто согласится, по году условно и выпустите на волю. Это десятки тысяч человек. Многие согласятся, лишь бы вернуться домой, в семью, и забыть навсегда тюремный кошмар! А когда война кончится, то герои так и останутся героями, а преступники проявят себя немедленно. А уж что касается строителей, то жильё и новые дороги сегодня стали главным фактором купирования мрачных мыслей о войне. Народ видит – если строят дома и дороги – значит, всё будет нормально!
А сейчас – очень важный момент. 30 июня президент В. Путин участвовал в торжественном собрании по случаю 100-летия Службы внешней разведки. Вот одна из фраз его выступления, на которую мало кто обратил внимание: «Как и раньше, один из приоритетов работы СВР – содействие в промышленном и технологическом развитии нашей страны». О чём речь? Президент напомнил и дал понять тем, кого это касается, что внешняя разведка должна вплотную заняться промышленным шпионажем. Если он вовсю применяется против нас – примеров хоть отбавляй – то и нам пора вернуться к славным денькам. Наши разведчики помогли собрать сведения о создании американцами ядерной бомбы. Но это лишь самый известный пример. Кроме этого собирались сведения о первых реактивных самолётах и двигателях к ним, радиолокационных прицелах систем наведения ракет, авиационной бортовой РЛС, чертежах первых вертолётов Игоря Сикорского, технологии синтеза искусственного гемоглобина. Список успехов нашей внешней разведки огромен и бесконечен.
Сегодня, во времена полного беспредела со стороны «наших западных партнёров», пришла пора серьёзно заполнить пробелы в современных технологиях. Это микроэлектроника, генетика, фармакология, робототехника и многое другое. Денег, как говорят в нашем правительстве, у нас «как у собаки блох». Так что есть чем заинтересовать носителей секретов. За тысячи лет в работе разведчиков, шпионов и в их жертвах ничего не изменилось. Люди по-прежнему попадают в «медовые ловушки» и всегда хотят много денег. Времена романтиков типа супругов Розенберг, раскрывших нам подробности «атомного проекта» в США, давно прошли. Человеческая сущность осталась. Со всеми её пороками. Вот внешней разведке и надо поработать в этом направлении.
В результате все эти люди – вместе с выпущенным на свободу малым бизнесом, освобождёнными из СИЗО десятками тысяч бизнесменов и неизвестными героями Службы внешней разведки, станут звеньями цепи, которая не даст разорвать страну, как она не дала это сделать во время «западных» санкций, которые были против нас всегда.