> Да тут надо всю систему менять - Аргументы Недели Нижний Новгород

//Экономика 13+

Да тут надо всю систему менять

№  () от 5 июля 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]

Очередной рост тарифов не решит стратегические проблемы в сфере ЖКХ.

В среднем все по плану

Не успели обернуться, как наступил июль. А это значит, что надо готовить кошельки и банковские карточки к очередному повышению платы за коммунальные услуги. В среднем тарифы на услуги ЖКХ в регионе с 1 июля должны вырасти не более 4,4 %:

  • тепловая энергия – не более 4,4%;
  • водоснабжение и водоотведение – не более 4,4%;
  • газоснабжение: природный газ – 3%, сжиженный углеводородный газ – 4,3%;
  • твердые коммунальные отходы – не более 4,3%;
  • электроэнергия: не более 3,6–3,8%.

Однако, как известно, дьявол кроется в деталях. По информации региональной службы по тарифам, в 2022 году продолжается перевод АО «Нижегородский водоканал» на одноставочный тариф на воду. Такая мера якобы является единственно возможной в условиях обострившейся ситуации с ростом платежа за воду, связанным с применением двухставочных тарифов для субъектов предпринимательства, которые за счет такого механизма понесли основную нагрузку по обеспечению надежности системы водоснабжения города.

Первоначально переходный период был определен на максимально возможный срок пять лет (до 2024 года включительно). С целью снижения тарифных последствий для населения по поручению губернатора Глеба Никитина переходный период сокращен и завершится 2023 году.

Перевод осуществляется поэтапно и таким образом, чтобы для всех потребителей применялся одинаковый тариф, а его величина не превышала уровня тарифов других аналогичных крупных городов-миллионников.

Уже в 2021 году ставку за содержание системы холодного водоснабжения удалось снизить более чем на 50% от первоначального уровня, а с июля 2022 года снижение достигнет 83,9%. Но это касается только предпринимателей.

Для населения, по мнению чиновников, перемены пройдут постепенно и без ощутимого повышения совокупного платежа за коммунальные услуги, поскольку более интенсивный рост тарифов на воду АО «Нижегородский водоканал» (+15%) будет компенсировать за счет платы за тепло. Так, например, для потребителей в зоне присутствия крупнейших единых теплоснабжающих организаций (АО «Теплоэнерго», ООО «Автозаводская ТЭЦ», ООО «Нижновтеплоэнерго», ООО «СТН-Энергосети») платеж за тепло с июля 2022 года замедлен по отношению к инфляционным показателям практически в два раза и составит в среднем не более чем 1,4–2,7%.

Вы что-нибудь поняли из этой чиновничьей абракадабры? В переводе на народный русский язык становится ясно, что тарифы населению на воду будут «неощутимо» повышены на 15%, а для «компенсации» такого грабежа платежи за тепло возрастут на 2% меньше, чем по предельным нормативам в 4,4%.

Кроме того, наши чиновники очень любят применять лукавое слово «в среднем». В конкретных же реалиях в целом ряде муниципалитетов по «просьбам» местных «народных» депутатов предельный рост отдельных тарифов был нарушен в сторону повышения. Там, видите ли, действуют концессионные соглашения в сфере ЖКХ, и концессионерам надо свои инвестиции с наваром отбить.

 

Ловкость рук, и никакого мошенничества

Еще один трюк связан с компенсацией роста тарифа на воду на 15% сниженным ростом платы за отопление. Но тепловики уже научились обходить предельный рост платы за свои услуги. Платежки с существенной переплатой за тепло, превышающей пресловутые предельные 4%, многие нижегородцы стали получать регулярно.

Тепловики периодически объясняют неразумным нижегородцам, что корректировка на основании общедомовых показаний приборов учета производится ежегодно: в течение календарного года нижегородцы платят за отопление исходя из объемов потребления в прошлом году. Если суммарно в течение 12 месяцев жители оплатили меньше, чем показал прибор учета, то разница выставляется в качестве доначисления, а если больше, то поставщик тепла возвращает эту разницу в пользу потребителя.

По мнению тепловиков, причинами корректировки в сторону увеличения платы за отопление могут стать несанкционированное снятие сужающих устройств, несоблюдение сроков поверки общедомовых приборов учета или их неисправное состояние в течение отопительного сезона. А это уже компетенция ДУКов.

Сами ДУКи тоже не прочь пограбить неразумное население. Вот, к примеру, Балахнинская городская прокуратура недавно провела проверку ДУКами жилищного законодательства при обслуживании и управлении многоквартирными домами. В ее ходе было, в частности, установлено, что стоимость проведенных домоуправляющей компанией работ по ремонту кровли многоквартирного дома № 20 по ул. Больничной в рабочем поселке Гидроторф завышена в три раза, что повлекло хищение денежных средств жителей дома.

По данному факту прокуратура направила материалы проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). И такие случаи, связанные с мошенническим завышением смет, в нижегородских ДУКах не редкость.

Не проносят ложку мимо рта и сами ресурсники, которые вечно плачут о недостатке средств на ремонт и качественное обслуживание. Например, недавно бывший гендиректор Нижегородского водоканала Александр Попов осужден на семь лет за хищение 607,5 млн рублей. Выяснилось, что он обеспечил заключение договора на реализацию проекта по модернизации станции аэрации с установкой ультрафиолетовой очистки сточных вод с аффилированным ООО «Веград Инжиниринг» и выплатил завышенный аванс. Работы по договору выполнены не были, а денежные средства похищены и обналичены. И подобная «модернизация» в тарифы тоже наверняка была заложена.

Чтобы не создавать социального напряжения, чиновники акцентируют, что июльский рост тарифов в среднем на четыре с лишним процента заметно ниже уровня инфляции, который даже официально с начала года приближается к 20%. Однако как при таком разрыве ресурсникам и ДУКам на собранные с населения деньги обеспечивать качественное обслуживание, пока никто не объясняет.

Правда, частичный выход из такой неприятной ситуации, опять же за счет населения, государством, похоже, уже найден. По информации региональной Госжилинспекции, с 1 сентября в России вводится новый порядок расчета платы за общедомовое потребление холодной и горячей воды, электроэнергии и за отведение сточных вод. Теперь она будет рассчитываться исходя из фактического использования объемов электричества, горячей и холодной воды, а не в рамках норматива, как это было ранее. Это предусмотрено постановлением правительства РФ от 03.02.2022 № 92.

«Новый порядок позволит собственникам жилья экономить фактические затраты, но при условии, что коммунальные ресурсы в доме расходуются бережно, вовремя проводится текущий и капитальный ремонты и своевременно передаются показания приборов учета», – сообщили в ГЖИ.

В настоящее время расчет размера платы производится исходя из утвержденных нормативов потребления. Исключение составляет ситуация, при которой многоквартирный дом оборудован автоматизированной информационно-измерительной системой для расчета по факту потребления, а также случаи, когда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера платы исходя из среднемесячного объема потребления, с проведением перерасчета, или об определении порядка расчета исходя из объема потребления коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета.

С 1 сентября 2022 года, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а также если прибор учета находится в неисправном состоянии или истек срок его поверки, расчет размера платы будет производиться исходя из норматива потребления. Так же, исходя из норматива потребления, будет производиться расчет, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, но собственники (потребители) на общем собрании не определили порядок расчета размера платы исходя из показаний прибора учета. Если же многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и собственники (потребители) на общем собрании определили порядок расчета размера платы исходя из среднемесячных объемов потребления (рассчитанных по показаниям прибора учета за предыдущий год), расчет размера платы будет производиться из среднемесячных объемов потребления.

В ГЖИ обратили особое внимание на то, что во втором и третьем варианте предусмотрен ежегодный перерасчет размера платы исходя из фактических объемов потребления, рассчитанных по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Перерасчет проводят по истечении каждого года в течение первого квартала, а первый перерасчет за весь 2022 год должны произвести уже в первом квартале 2023-го. Если сумма фактических объемов потребления, рассчитанных исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, больше, чем нормативный объем за год, потребителям произведут доначисления, а если меньше, будет произведен перерасчет за весь отрицательный объем.

По факту потребления плата будет рассчитываться, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета и собственники (потребители) на общем собрании определили порядок расчета размера платы исходя из показаний прибора учета. По мнению Госжилинспекции, именно в такой ситуации можно будет рассчитывать на равномерное распределение финансовой нагрузки на граждан. Кроме того, обеспечивается максимальная прозрачность расчетов и своевременный контроль работы коллективных (общедомовых) приборов учета.

Опять же в переводе с чиновничьего языка на человеческий жителям следует понимать, что им теперь, по примеру тепловиков, по итогам года могут прийти скорректированные платежки. Теоретически даже уменьшенные, а практически – увеличенные. И это увеличение вполне законно может превышать установленный государством предельный четырехпроцентный тарифный рост. Элементарно, Ватсон…

 

Тут надо всю систему менять

В условиях резкого роста инфляции и ощутимого снижения реальных доходов населения еще быстрее растут неплатежи за коммунальные услуги, которые и так нарастали из года в год. В регионе они составляют порядка десяти миллиардов рублей. И после очередного повышения тарифов неплатежи, как и число должников, точно не убавятся, усиливая социальное напряжение. Вместо того чтобы системно решать социальные проблемы, государство усиливает борьбу с самими должниками с помощью расширения репрессивных мер.

Введение счетчиков на воду не принесло особой пользы ни ресурсникам, ни потребителям. А вот хлопот и затрат потребителям заметно прибавило вместо продекларированной экономии. Уж если ресурсники хотят вводить учет потребления воды, то пусть берут все затраты по установке и обслуживанию счетчиков на себя, по примеру электроэнергетиков. А уж взимание с собственников квартир без счетчиков платы за воду по и так завышенным нормативам в полуторном размере – полный беспредел.

Попытки государства сгладить неподъемные тарифы с помощью адресных субсидий также оказались недостаточно эффективными. Здесь надо упрощать механизм назначения и увеличивать размер таких субсидий, а также расширять круг их получателей.

Государственно-частное партнерство с помощью концессионных соглашений тоже пока не дает желаемого эффекта. Российский частник, зачастую аффилированный с властью, традиционно хочет иметь быстрый навар с высокой рентабельностью. И по максимуму старается получить его с населения.

В последнее время, правда, появляются и положительные моменты в решении государством накопившихся коммунальных проблем. Прежде всего это выделение отдельным регионам, в том числе и нашему, льготных инфраструктурных кредитов на развитие сферы ЖКХ. Благодаря мощному лоббистскому ресурсу нашего губернатора региону одобрено льготное финансирование в размере более 3,3 млрд рублей на обновление системы теплоснабжения. Еще одна областная заявка в размере 1,4 млрд рублей одобрена на строительство коммунальной инфраструктуры в Канавинском районе Нижнего Новгорода.

Однако подобные точечные меры господдержки тоже не решают проблемы системно. В последнее время ряд федеральных экспертов заговорили о создании и реализации комплексной программы модернизации ЖКХ, которая может стать одним из двигателей развития всей российской экономики. Такая программа должна подрихтовать механизмы адресного субсидирования отдельных потребителей ресурсов, концессионных соглашений, контроля со стороны населения.

Подобные косметические меры в качестве промежуточного этапа были бы вполне уместны в мирное время. Однако в нынешней ситуации мобилизации всех ресурсов государством их будет уже недостаточно. Тут, как говорил сантехник из известного анекдота, надо всю систему менять.

В нынешней мобилизационной логике в полный рост встает вопрос о национализации сферы ЖКХ в комплексе с коренной модернизацией механизма назначения адресных субсидий. Не дело тоже, когда москвичи платят за коммуналку 10% от совокупного семейного дохода, а нижегородцы – все 22%. Пора, пока не поздно, возвращать всей сфере ЖКХ ее первоначальный смысл – конституционной социальной гарантии, а не прибыльного бизнеса для кучки близких к власти коммерсантов.

Недавний мониторинг острых социальных проблем в субъектах РФ, проведенный федеральным телеграм-каналом «Незыгарь», показал, что в фокусе внимания населения остаются типичные проблемы в сфере ЖКХ (отопление, уборка улиц от снега в зимнее время, высокая стоимость коммунальных услуг), здравоохранения, благоустройство городской среды (качество дорожного полотна, озеленение территорий). Объединяющим фактором всех субъектов федерации в социальной сфере стал рост цен на продукты питания, лекарства, дефицит некоторых категорий товаров. Это отмечалось абсолютно во всех регионах, поэтому в общей структуре всех проблем экономические вышли на первое место (24%). На втором месте – коммунальные проблемы (20%), на третьем – безопасность и комфорт граждан (16%).

Так что коммунальные проблемы по остроте стоят сегодня в первых рядах. И тянуть с их решением в нынешних и так непростых условиях выйдет себе дороже. Только вот в наших реалиях дело остается за малым, суть которого неплохо передает еще один анекдот на эту актуальную тему: «Чтобы заделать течь в кровле, нужно два человека, полтора метра рубероида, ведро гудрона и две горелки. Проблема в том, что послать этих двоих должен президент».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте