Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 25(820) 29 июня – 5 июля 2022 13+

Новые вызовы российского автопрома

, 08:26

В номере 21 (816) от 1 июня 2022 года мы уже поднимали тему будущего российского автопрома вообще и Горьковского автозавода в частности. Прошло меньше месяца, но новые обстоятельства заставляют нас вновь вернуться к этой теме.

 

Новые проблемы

Концерна Volkswagen оказался в сложном положении: санкции против «Группы ГАЗ» лишили марку возможности собирать в Нижнем Новгороде автомобили Skoda и Volkswagen. Также остаются не неясными перспективы завода под Калугой, равно как и соседствующего с ним предприятия Stellantis (выпускал Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi).

В итоге в первой декаде июня прошла информация, что руководство «Фольксвагена» предложило работникам до 17 июня добровольно расторгнуть трудовые контракты, пообещав при этом выплатить по шесть окладов в качестве «откупных». Нужно сразу отметить, что контрактной сборкой Volkswagen/Skoda на базе «Группы ГАЗ» занимались около 200 сотрудников.

Позже, после обращения профсоюзной организации, первоначальное предложение претерпело изменения, став более выгодным для сотрудников – теперь им предлагают при увольнении шесть средних зарплат, что позволит некоторым из них получить на 100 тысяч рублей больше.

Также сотрудники, получившие субсидию на покупку машины, освобождаются от ее возврата, будут иметь возможность оставить себе выданные компанией ноутбуки и смартфоны, но с удержанием 13% от их остаточной стоимости и сохранят услуги ДМС до конца года.

Ситуация усугубляется общероссийской конъюнктурой. Так, по словам главы Минтруда РФ Антона Котякова, на рынке труда в России «растет напряжение». С начала июня число зарегистрированных безработных в стране выросло, сказал он, не приводя, однако, конкретных цифр. А вице-премьер России Татьяна Голикова заявляла, что за первую неделю июня число безработных достигло до 687 тыс., число сотрудников в режиме простоя – 135,6 тыс. человек.

Напомним, ранее Владимир Путин рассказал, что уровень безработицы в апреле составлял всего 4%, что стало минимумом за всю историю наблюдений.

 

Новые возможности

Глава Минпромторга Денис Мантуров допустил возрождение моделей «Волга» и «Победа». «У коллег есть планы возрождения, например, бренда “Волга” или “Победа”. Или и то и то», – цитирует РБК Дениса Мантурова.

Министр заявил, что площадок может быть даже несколько, хотя изначально и «Волга», и «Победа», конечно же, детища именно Горьковского автозавода.

В профильных средствах массовой информации сообщалось, что власти Нижегородской области уже поспешили поддержать идею. По словам губернатора Глеба Никитина, регион готов оказать всю необходимую поддержку для возобновления производства. Кроме того, он добавил, что его первым автомобилем была как раз «Волга».

Семейство ГАЗ‑3103/3104/3105 разрабатывалось слишком долго, и в итоге с 1992 по 1996-й выпустили всего 55 экземпляров ГАЗ-3105.

В 1998 году была сделана еще одна попытка – на мотор-шоу MIMS ГАЗ показал прототип ГАЗ-3111, но с 2000 по 2002 год удалось произвести лишь 417 машин. Теперь каждая из них – коллекционный экземпляр.

В итоге уже в 2008 году начался выпуск Volga Siber, являвшейся, по сути, лицензионной копией Chrysler Sebring. Но популярностью модель не пользовалась, и с 2010 года ГАЗ выпускал только коммерческие автомобили.

Очень интересное совпадение: среди частных объявлений журналисты профильных сайтов нашли сообщение о продаже редкой модификации ГАЗ-24-10 1985 года выпуска. В описании уточнялось, что это машина-«догонялка». В закрытых документах у модели было другое название – «машина сопровождения», а неофициальное ее название «догонялка» или «бешеная» сложилось из того, что это была более мощная версия базового автомобиля и предназначалась она исключительно для КГБ. У автомобиля был доработанный стандартный кузов ГАЗ-24-10, при этом была усилена подвеска, установлен гидроусилитель рулевого управления, другая коробка передач и более мощный мотор (V8, 5,5 л, 195 л. с.). Сиденья этого автомобиля обшиты качественным вельветовым материалом. И что самое любопытное, сборка осуществлялась вручную!

 

Перспективы неоднозначны

Некоторые автоэксперты уверены, что в нынешней ситуации новые российские проекты могут не бояться конкуренции с передовыми иностранными разработками: на рынке дефицит, в мае продажи новых автомобилей упали на 84% в сравнении с прошлым годом.

Вроде бы, с одной стороны, так и есть: несмотря на дефицит автомобилей на российском рынке, объем импорта сократился в разы. В качестве причины указывалась низкая покупательная способность и проблемы с логистикой (которые, впрочем, планомерно решаются). Но, с другой стороны, появились новости о появлении в России нового автобренда.

Автоконцерн Chery решила вывести на рынок России третий по счету бренд в дополнение к Chery и Exeed – Omoda. Под него планируется создать отдельную дилерскую сеть, которая на начальном этапе должна насчитывать 100 центров.

Автомобили Omoda займут так называемую нишу high middle. Это высокий ценовой сегмент, конкурировать в нем производитель будет с премиальными марками, которые сегодня по разным причинам вынуждены приостановить свою деятельность в России. В модельном ряду Omoda будет три автомобиля: два кроссовера и седан. Все они будут представлены и запущены в продажу до лета 2023 года. Еще через два года модельный ряд должен существенно расшириться.

Как нам кажется, однозначную оценку рынка сегодня дать чрезвычайно трудно. И при разработки даже среднесрочной стратегии, видимо, придется принимать в расчеты политику государства.

Да и российские автопроизводители не дремлют: в долгосрочной перспективе АвтоВАЗ планирует разработать новую модель электромобиля, рассказал глава автогиганта Максим Соколов. Также специалисты предприятия готовы локализовать все высокие технологии, в том числе АБС, подушки, автоматические коробки передач и широкий перечень радиоэлектронных компонентов. Эти компоненты должны найти применение на новой архитектуре, разработанной внутри страны, подчеркивает глава АвтоВАЗа.

На бывшем заводе Renault в Москве до конца 2022 года планируется начать выпуск автомобилей под маркой «Москвич». Проект находится в графике. Это подтвердил Денис Мантуров, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что завод будет выпускать и классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Благодаря этому предприятие «Моторинвест» может стать крупнейшим отечественным производителем электромобилей.

 

Господдержка

Владимир Путин на совещании, посвященном автомобильной промышленности, в качестве одной из приоритетных задач отметил обеспечение работы автомобильных заводов и сохранение коллективов квалифицированных специалистов. При этом также необходимо обеспечить производства необходимыми компонентами, а «инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау должны быть, конечно же, российскими».

На совещании говорилось, что и рынок коммерческой техники может в этом году столкнуться с дефицитом спроса, так как компании сейчас не торопятся инвестировать в обновление автопарка, анализируя текущую рыночную и логистическую обстановку. В сложившейся ситуации следует предложить им развернутую программу поддержки спроса.

Как стало известно позже, на программы поддержки спроса в этом году выделят 21 млрд рублей. Из этих денег на программу льготного автокредитования пойдет 10,2 млрд, на льготный лизинг – 4,9 млрд, на скидки по электрическому транспорту – 2,6 млрд, на газомоторную технику – 3,3 млрд рублей.

Президент Владимир Путин поручил в течение двух месяцев обновить стратегию развития автопрома. Тогда будет возможность определиться с мерами поддержки на ближайшие три года.

В это же время в Государственной думе предложили продавать с господдержкой более дорогие автомобили. Сейчас в программе субсидирования спроса могут участвовать машины стоимостью до 1,5 млн рублей, предлагается поднять эту планку до 3 млн. Предложение изложил в письме и направил главе Минпромторга Денису Мантурову депутат Василий Власов.

Вроде бы эта мера логична, ведь после повышения цен максимальные комплектации Lada Vesta и Lada Xray стоят уже более 1,5 млн, но в то же время за 2–2,5 млн можно купить очень неплохо укомплектованный китайский автомобиль.

В этой ситуации интересно, сколько могла бы стоить новая «Волга».

 

Потенциал

За последние десятилетия в условиях широкого выбора марок, моделей и комплектаций потребитель стал уделять особое внимание не только качеству сборки, надежности агрегатов и обилию электроники, но и внешнему виду автомобиля. Если XX век (особенно первая половина) в автопроме прошел под лозунгом «Машина не роскошь, а средство передвижения», то сегодня часто говорят о том, что дизайн является важнейшим фактором коммерческого успеха. Есть ли сегодня наши российские школы и дизайнеры, способные соревноваться с иностранными коллегами? Вспомним, что за внешний вид упомянутых ранее Lada Vesta и Xray отвечал Стив Маттин, до этого работавший над Mercedes-Benz A-Class, Maybach 57, Mercedes-Benz SLR McLaren, а также моделями Volvo XC60, S60 и V60. Вопрос «Существует ли российская школа автомобильного дизайна и когда появятся летающие автомобили?» интернет-издание Drive2.ru еще в 2017 году задало Владимиру Пирожкову, руководителю и создателю Инжинирингового центра прототипирования высокой сложности на базе НИТУ «МИСиС», на что тот ответил: «Российская школа дизайна? Ее нет. Была когда-то. Помнишь “Ниву”? Классный был автомобиль. Но на этом все кончилось». Далее, говоря уже о дизайнерах, он пояснил, что их очень много, просто работают они все за границей, а дело все в том, что у нас нет промышленности.

Как в этой ситуации можно возродить модели, которые молодое поколение уже и не помнит, да при этом еще и выдержать конкуренцию с китайцами, которые не жалеют денег на покупку долей в европейских автоконцернах и зарплаты привлеченным специалистам из Старого Света. Напомним, что в свое время Geely приобрел Volvo, Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co – бренд Hummer, а Nanjing Automobile (позже SAIC) выкупила активы MG Rover. Кому сегодня принадлежат бренды, уже не важно, главное, что конструкторы из Поднебесной вместе с громкими названиями получили богатый опыт компаний.

Кстати, в Китае на сегодня производится порядка 90 различных марок автомобилей, из которых 70 – оригинальные китайские бренды!

Но, говоря о российский специалистах, можно вспомнить, что еще в 2017 году независимый российский дизайнер Сергей Баринов предложил свой вариант проекта новой «Волги» (см. фото). Тогда этот проект интернет-общественность окрестила «лучшей фантазией на тему ГАЗ-24».

 

Время собирать камни

Исполнительный директор ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин на ПМЭФ-2022 выразил опасение, что по итогам 2022 года автопроизводство в России может сократиться на 35–40% относительно предыдущего года.

В общем эксперты выделяют две проблемы отрасли.

С одной стороны, потребителям не на что покупать автомобили из-за постоянно повышающихся цен. Ведь кроме покупки встает вопрос дальнейшего обслуживания. Несмотря на заявления экспертов, что параллельный импорт автозапчастей наладить вполне реально, больших проблем с перестройкой логистики не будет, остается вопрос итоговой стоимости продукции.

С другой стороны, нечего покупать. На текущий момент российские заводы тоже работают не в полную силу, сборочные заводы иностранных компаний практически все остановлены. Исключение составляет предприятие китайского Haval в Туле.

Положение тяжелое, но отнюдь не безвыходное. Российские автозаводы работают над решением проблем. Так, например, «Автотор» получил недостающие машинокомплекты и уже в начале июля планирует восстановить сборку автомобилей Kia и Hyundai.

«Мы успели сделать инвестиции в технологии и производство ряда ключевых компонентов автомобиля – прежде всего собственных силовых агрегатов и коробок передач (в том числе автоматических), создание собственного производства элементов трансмиссии, пластиковых деталей; открыли новый литейный завод, – цитирует вице-президента “Группы ГАЗ” Елену Матвееву информационное агентство ТАСС. – Мы не останавливаем работы в области перспективных технологий, инвестировать в которые ГАЗ начал задолго до того, как это стало модной темой. Электробусы ГАЗ работают на маршрутах Москвы и Нижнего Новгорода, и мы продолжаем заниматься темой водородного топлива».

В любом случае для развития автопрома нужна единая государственная программа развития компонентной отрасли, которая позволит обеспечить тот уровень технологической независимости, который необходим российскому машиностроению для движения вперед.

В этой связи возрождение забытых моделей выглядит очень сложной, но вполне реальной мерой, которая в перспективе может стимулировать развитие отечественного авторынка.

Справка

По мнению автора, до 2015 года, когда появилась Lada Vesta, престиж отечественных автомобилей неуклонно снижался. Российские автомобили покупали в основном из-за сравнительно низкой стоимости. Правительство РФ также особо не заботилось повышением популярности наши марок, пожалуй, только Борис Немцов, бывший губернатор Нижегородской области, предлагал идею пересаживания чиновников на «Волги».

Напомним, что даже победителям Олимпийских игра дарили престижные иномарки (см. таблицу): чемпионы летней Олимпиада-2020 получили BMW X5, которые тогда стоили около 6 млн рублей, призеры – BMW X3 за 3–4 млн рублей.

Уже тогда наша команда высказала следующее предложение: в качестве подарка выдавать эксклюзивные автомобили ВАЗ или ГАЗ, специально разработанные модели премиум-сегмента, возможно, даже ручной сборки, примерно за 1,5 млн рублей, остальную часть суммы выплачивать спортсменам в качестве гонорара за регулярные поездки по России с посещением спортивных школ с целью популяризации профессионального спорта.

Кстати сказать, некоторые спортсмены продавали подаренные машины, иногда даже из тех соображений, что их доходов не хватит на содержание премиальной иномарки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram